Девятого ноября Владимир Путин добился прекращения огня между Азербайджаном и Арменией. Спустя одиннадцать дней, 20 ноября 2020 года, в эксплуатацию был введен новый газопровод Южный газовый коридор, расположенный всего в 30 км к северо-востоку от Нагорного Карабаха. Это проект Азербайджана и Европейской комиссии.
Сначала по газопроводу пойдет в Европу азербайджанский газ, а затем и газ из Центральной Азии. Трубопровод пока заканчивается на юге Италии, но впоследствии должен быть расширен.
Южный газовый коридор, как и уже введенный в эксплуатацию нефтепровод «Баку-Джейхан», идет из Азербайджана в обход Армении и России. В обоих проектах основная доля принадлежит компании British Petroleum.
Оператор Южного газового коридора оценивает общие расходы проекта в 40 миллиардов долларов.
За независимость от российского газа и российской трубопроводной системы ЕС и Великобритании приходится платить. Оба российских трубопровода, соединяющих Россию и Турцию через Черное море — «Голубой поток» и «Турецкий поток» — стоили всего 2 и 7 миллиардов долларов соответственно. Близость окончания войны и введения в эксплуатацию газопровода показывает, насколько конфликт в Нагорном Карабахе помешал разработке нефтяных и газовых ресурсов на Южном Кавказе.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, разумеется, сильно заинтересован в надежном экспорте азербайджанской нефти и газа на европейский рынок. Но он, вероятно, думал, что сможет быстро, еще до открытия газопровода, захватить мятежную область в ходе блицкрига, присоединив ее к азербайджанской территории.
Но эта инициатива потерпела крах из-за действий военных из Карабаха и Армении, а также Владимира Путина, который заставил Алиева подписать соглашение о прекращении огня с Арменией, когда азербайджанские войска находились у Степанакерта.
Как это стало возможным? Ильхам Алиев — то есть вооруженные силы Азербайджана — допустил большую ошибку. Днем 9 ноября они сбили над территорией Армении российский военный вертолет. Когда российский вертолет сбивают над дружественной России Арменией, это, как правило, влечет за собой серьезные последствия, как показал инцидент 2015 года, когда в небе над Сирией турецкие ВВС сбили российский военный самолет Су-25. Российское правительство тогда ввело визовый режим для граждан Турции, ужесточило контроль импорта турецких продуктов питания и запретило российским турфирмам продавать путевки в Турцию.
Безопасность на южной российской границе
Но Путин не хочет портить отношения с Турцией и Азербайджаном. Безопасность на южных российских границах можно обеспечить только при условии поддержания дружественных отношений со всеми государствами этого региона — такова стратегия Москвы.
То, что Алиев подписал соглашение о прекращении огня 9 ноября, вероятно, связано и с двумя трубопроводами. Вероятно, Путин смог убедить президента Азербайджана и Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что сейчас самое время закончить войну, чтобы обеспечить безопасность трубопроводов и чтобы они не стали целью армянских партизан.
Насколько велика угроза стратегически важным для Запада трубопроводам, стало понятно в ночь на 11 октября, когда ракетному обстрелу подверглись жилые кварталы второго по величине азербайджанского города Гянджа, расположенного к северо-востоку от Карабаха. Ракеты могли поразить и оба трубопровода, проходящих в этой области.
Согласно азербайджанским данным, в ходе атаки на Гянджу 11 октября десять человек погибли, 34 были ранены. В ту же ночь обстрелу подверглись и города Степанакерт и Шуша в Карабахе. Степанакерт еще в начале военных действий, 27 сентября, был атакован азербайджанской армией.
Введение в эксплуатацию трубопровода «Баку-Джейхан» в 2005 году активно освещалось в немецких СМИ. Впервые после распада СССР появилась возможность транспортировать нефть из бывшей советской республики на Запад в обход России. Еще Гитлер объявил разработку азербайджанских нефтяных месторождений одной из целей войны. Что не удалось Гитлеру, того в 2005 году сумели достичь западные концерны под руководством British Petroleum. Владельцами нефтепровода являются, среди прочего, British Petroleum (30,1%), американский концерн Chevron (8,9%), норвежская компания Statoil (8,7%).
Но и у Путина были хорошие аргументы, чтобы подтолкнуть Азербайджан и Турцию к завершению войны в Нагорном Карабахе. Турция связана с Россией газопроводами «Турецкий поток» и «Голубой поток». Турция пользуется российским газом и является транзитной страной для экспорта российского газа в Болгарию и Сербию.
Проармянские силы в Москве
В России еще в ходе войны в Карабахе раздавались голоса в поддержку жестких действий против Азербайджана. Среди них был и Константин Затулин, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ. Затулин известен тем, что неустанно обращается к национальным интересам России и никогда не говорит о «наших партнерах на Западе».
В конце октября, за две недели до окончания войны в Карабахе, Затулин не исключил, что Россия окажет поддержку Армении. По его словам, Азербайджан и Турция «нарушили мир в регионе», и поэтому «им нужно напомнить, какая страна играет ведущую роль на постсоветском пространстве». Военную помощь Армении можно было бы расширить; кроме того, можно закрыть воздушное пространство над этой страной. Впрочем, Затулину не удалось продавить свои требования в Москве.
Ему, в частности, возразил заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне Андрей Красов, заявивший, что это личное мнение Затулина, которое тот не согласовывал с Министерством обороны. В настоящий момент «нет планов по отправке российских солдат в зону конфликта в Нагорном Карабахе», подчеркнул депутат. Впрочем, Затулин об этом и не говорил.
Силовики настаивают на жестком курсе по Азербайджану
Если крупные российские нефтегазовые концерны, предположительно, заинтересованы в компромиссе с Азербайджаном, то в лагере силовиков (то есть среди военных и представителей спецслужб) раздаются голоса в пользу более жестких действий России по отношению к Азербайджану. Ведь Россия вместе с Арменией входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и в случае возникновения опасности для одного из ее членов другие не могут безучастно наблюдать за этим. Тем более что у России есть соответствующие силы: 5 тысяч солдат на военной базе в Армении.
Крупные российские СМИ стараются сохранять нейтралитет в ситуации вокруг конфликта в Карабахе. Однако депутат Затулин не успокоился. В конце декабря он написал в большой статье в газете «Комсомольская правда»: «Азербайджан в союзе с Турцией напал на непризнанную Республику Арцах, а на самом деле на армян и Армению, нарушив достигнутое с нашей помощью и по его просьбе в 1994 году соглашение о прекращении огня».
Затулин предостерег, что «азербайджано-турецкий эксперимент по разрешению затянувшихся споров» может иметь «опасные последствия для России», которая вовлечена, среди прочего, в конфликты в Донбассе, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.
Украина уже задействует боевые беспилотники против «народных республик»
Особенно драматична ситуация с дронами в Донбассе. К сожалению, крупные немецкие СМИ ничего не сообщали об этом, но Украина еще в 2016 году задействовала боевые беспилотники против Луганской и Донецкой «народных республик». Причем эти зачастую достаточно примитивные летательные аппараты использовались не только в наблюдательных целях, но и для подготовки бомбардировок вражеских целей. Однако бойцы ДНР и ЛНР часто сбивали их, как можно увидеть на видео украинских вооруженных сил, попавшем в руки «народной милиции» ЛНР.
В последние годы Украина занимается разработкой собственных современных дронов. Возможно ли применение этих беспилотников, носящих такие имена, как «Сокол 300», «Горлица/Антонов» и «Укрспецсистемы», в военных целях, пока не известно.
Как бы то ни было, в 2019 году Украина закупила в Турции шесть разведывательных и боевых дронов Bayraktar TB2. Осенью того же года украинские военные прошли соответствующее обучение в Турции, а затем продолжили его на Украине.
Война в Нагорном Карабахе показывает нам, что мировая экономика, возможно, переживает настолько глубокий кризис, что некоторые политики предпочитают завоевывать чужие территории, вместо того чтобы следить за безопасностью газопроводов.