Китай со своей агрессивностью втягивает свободный мир в новую холодную войну, а Россия и Иран продолжают свое длительное стратегическое соперничество с Америкой. В этих условиях Вашингтон должен возродить войну идей, которую мы ведем с тех пор, как Континентальный конгресс принял Декларацию о независимости (событие конца восемнадцатого века — прим. ред.). Этот первый официальный залп в сражении за умы и сердца положил начало величественной американской традиции использовать правдивую и свободную информацию против врагов США.
Современный американский аппарат по распространению информации в ущерб оппонентам включает три вещательные организации, которые сфокусировали свои усилия на Азии, Европе и Ближнем Востоке. В прошлом месяце у них появились новые руководители, что может повысить их эффективность.
Тед Липиен (Ted Lipien) сейчас возглавляет «Радио Свободная Европа / Радио Свобода»*. Стив Йейтс (Steve Yates) стал президентом «Радио Свободная Азия»*. Виктория Коутс (Victoria Coates) встала у штурвала «Ближневосточных вещательных сетей». У каждого из них большой опыт работы с этими регионами и глубокие знания их политики, культуры и СМИ.
Эти организации называют суррогатами свободной прессы, так как они работают в других странах вместо тех свободных средств массовой информации, которые нам там хотелось бы видеть. Но которые из-за цензуры не могут существовать в зарубежных регионах, представляющих большой интерес для американского государства. Вспоминая в 1991 году самую знаменитую из трех вещательных компаний, тогдашний президент Польши Лех Валенса, участвовавший в свержении коммунистического режима, возложил руки на тогдашнего сенатора Джо Байдена и провозгласил: «Спасибо радио "Свободная Европа" и Папе Римскому».
Действительно, «Радио Свободная Европа» и его партнер «Радио Свобода» сосредоточили все свое внимание на Советском Союзе, сформировав канал информирования для тех, кто жил за Железным занавесом. Вместе с новостями туда проникал образ иного, лучшего мира, проникала надежда. А кто-то черпал в этом вдохновение и начинал бороться за перемены, многим при этом рискуя.
Финансируемые США радиостанции были частью обширных усилий, цель которых состояла в том, чтобы подтвердить подозрения людей, страдавших под игом советской тирании. Подозрения эти заключались в том, что на самом деле они живут плохо. Надо было им показать, что они живут не в социалистическом раю, что их режимы отнюдь не являются непогрешимыми и монолитными. Тогда в наших передачах допускались и религиозные элементы, из-за чего Валенса и упомянул Папу-антикоммуниста Иоанна Павла II. Были и другие программы из области экономики, информации и идеологии.
Хотя после холодной войны во внешней политике США начался период утраты наступательности, конгресс продолжал поддерживать журналистов, которые осуществляли свою информационную миссию. В 1996 году он дал старт радио "Свободная Азия", сделав это спустя четыре года после того, как Байден впервые выдвинул эту идею в сенате. А после нападения на США 11 сентября конгресс создал новую вещательную организацию, которая сегодня носит название «Ближневосточные вещательные сети». Он пошел на этот шаг, осознав то обстоятельство, что в наше отсутствие побеждает дезинформация, а дезинформация придает силы терроризму и его враждебной идеологии.
Кто сомневается в необходимости такой журналистики сегодня? Китай, являющийся главным врагом Америки в мире, ежедневно и буднично лжет, не сообщая нам о своей экономической войне против свободного мира. Он угрожает применением силы Тайваню, строит концлагеря для мусульман, пытается уничтожить культуру Тибета и проводит масштабные операции в США по распространению своего влияния. Правительство Ирана в отчаянии подвергает цензуре факты о недовольстве и лишениях своего населения. Кто-то обвинит в этих лишениях наши санкции, но на самом деле они являются следствием попыток Тегерана экспортировать терроризм и теократическое правление. Россия выступает не в своей весовой категории в мировой политике. Она проводит активную внешнюю политику и смеет демонстрировать свою мощь, и отчасти ей это удается благодаря манипуляциям с информацией.
Правдивые новости о том, что враги Америки делают со своим населением и соседями, важны как никогда, потому что они срывают замыслы враждебных нам правительств и дают их населению надежду на будущее, где будет власть закона и подотчетное народу правительство. Тем не менее несущие эти новости вещательные компании, которые обладают журналистской независимостью, но все еще финансируются правительством США, должны измениться. Должна измениться ниша, которую они занимают, поскольку меняется вся информационная среда.
Каждую из этих радиостанций время от времени критикуют за неэффективность и ограниченное проникновение. Иногда такая критика справедлива. Когда я был заместителем специального представителя Госдепартамента по вопросам прав человека в Северной Корее, мы знали, что корейская служба «Радио Свободная Азия» действует правильно — но не потому, что у нее большая аудитория в Северной Корее (ее невозможно было точно измерить), а потому что режим предпринимал активные усилия, пытаясь глушить ее передачи.
Сегодня руководители этих вещательных организаций должны сделать так, чтобы репортеры готовили острые материалы, важные для той части закрытого общества, которая с наибольшей долей вероятности может выступить за перемены. Со временем этот посыл изменится, как изменится и определение этой части населения, а также методы воздействия на него. Кто-то может выступить за расширение аудитории за счет дополнительного контента, не ограничиваясь новостями. Кто-то может начать борьбу за более молодую аудиторию, меняя медийные форматы. Кто-то скажет, что нужны более спокойные и менее провокационные новости, свойственные таким государственным вещательным компаниям, как Би-Би-Си.
Чтобы добиться эффективности, журналистам и распространяющим их контент техническим работникам нужно вдохновенное руководство, помогающее им готовить пусть непопулярные, но жесткие репортажи, а также экспериментировать с различными формами СМИ и сегментами аудитории. В некоторых ситуациях эффективность могут обеспечить новые технологии. А иногда старые технологии типа радио в КВ-диапазоне являются оптимальным способом охвата нужной аудитории.
Новое руководство этих радиостанций должно сделать так, чтобы их журналисты находились на переднем крае войны идей, чтобы они оперировали фактами, борясь с ложью, двуличием и цензурой наших врагов. Политическое руководство и конгресс должны уделить первостепенное внимание этим и другим инструментам, чтобы вести современную войну идей. И они должны признать, что такие вещательные организации просто необходимы для того, чтобы холодная война не превратилась в горячую.
* — организация, признанная в России иностранным агентом.