Избранный президент Джо Байден планирует выдвинуть Викторию Нуланд (Victoria Nuland) на высокую должность в Госдепартаменте США, что станет самым четким сигналом касательно того, какой, скорее всего, будет политика избранного президента в отношении России и Украины.
Ранее в январе издание Politico сообщило, что переходная команда Байдена и Харрис приняла решение касательно еще нескольких кандидатов на должности во внешнеполитическом ведомстве и в структурах национальной безопасности. Ожидается, что Байден выдвинет ветерана дипломатической службы Викторию Нуланд на должность заместителя госсекретаря по политическим вопросам, о чем сообщают источники, знакомые с ситуацией. По словам этих источников, избранный президент выдвинет Венди Шерман (Wendy Sherman), ветерана администраций Обамы и Клинтон, на должность первого заместителя госсекретаря.
Нуланд занимала должность посла США в НАТО при президенте Джордже Буше-младшем с 2005 по 2008 год. При госсекретаре Хиллари Клинтон она была пресс-секретарем Госдепартамента, после чего ее назначили на место Филипа Гордона (Philip Gordon) помощником госсекретаря по делам Европы и Евразии. Нуланд, которая является не просто «ветераном администрации Обамы», сыграла ключевую роль в реализации политики администрации Обамы на Украине во время и после революции Евромайдана 2014 года. Именно она заявила о том, что Соединенные Штаты поддерживают демонстрации в Киеве против правительства президента Виктора Януковича, осудив попытки украинской полиции подавить те протесты. «Все еще есть возможность спасти европейское будущее Украины, и мы бы хотели видеть, что президент движется в этом направлении.
Для этого потребуется немедленно принять меры для обеспечения безопасности, вернуться к диалогу с Европой и Международным валютным фондом и вернуть справедливость и человеческое достоинство народу Украины», — заявила Нуланд в декабре 2013 года. Она лично встретилась с участниками проевропейских акций в центре Киева и раздавала им еду в знак солидарности с теми, кто выступал против украинского правительства. Этот ее шаг вызвал бурное негодование со стороны Кремля, который назвал действия Нуланд вопиющим актом публичного вмешательства во внутренние дела Украины.
В начале 2014 года стало известно, что Нуланд вместе с тогдашним послом США на Украине Джеффри Пайеттом (Geoffrey Pyatt) принимали непосредственное участие в тайных попытках Соединенных Штатов выбрать и привести к власти новое украинское правительство.
«Я думаю, что Яценюк — подходящий человек, него есть опыт работы с экономическими вопросами и с вопросами управления», — сказала Нуланд в телефонном разговоре с Пайеттом, объясняя необходимость назначить украинского политика Арсения Яценюка на высокий пост в правительстве. Нуланд также выразила свою резкую антипатию по отношению к оппозиционному лидеру Виталию Кличко: «Не думаю, что Кличко должен попасть в правительство. Не думаю, что это необходимо, не думаю, что это хорошая идея».
Тот телефонный разговор запомнился всем в первую очередь тем, как грубо Нуланд отозвалась о Евросоюзе, который не был полностью согласен с Вашингтоном в ключевых вопросах, касавшихся судьбы правительства Януковича: «Хорошо. Он теперь уговорил обоих [члена команды посредников ООН Роберта Серри (Robert Serry) и генерального секретаря ООН] Пан Ги Муна, чтобы Серри приехал в понедельник или во вторник. Будет прекрасно, я думаю, если они помогут уладить это дело, если ООН поможет уладить это дело. И, знаешь, к черту Евросоюз!» После волны возмущения со стороны высокопоставленных чиновников Евросоюза пресс-секретарь Госдепартамента Джен Псаки (Jen Psaki) заявила, что Нуланд «связалась со своими коллегами в Евросоюзе и, конечно же, извинилась за эти комментарии».
Нуланд продолжала играть активную роль в политике Соединенных Штатов в отношении Украины после Евромайдана. Она несколько раз встретилась с президентом Петром Порошенко, чтобы обсудить ход реализации требований Минского соглашения и прогресс Украины в вопросе реформ. Нуланд также настаивала на необходимости предоставить Украине летальное оружие.
В более широком смысле Нуланд поддерживала и участвовала в реализации тех политических решений эпохи администрации Обамы, которые были направлены на противодействие, сдерживание и устрашение Москвы на многочисленных фронтах. Нуланд была одним из главных сторонников идеи расширения Закона Магнитского после убийства российского оппозиционного лидера Бориса Немцова. Рамки этого закона в конце концов были расширены, что увеличило возможности правительства Соединенных Штатов по введению санкций против тех, кто виновен в нарушении прав человека. Вице-президент Джо Байден, чье имя упоминалось в телефонном разговоре Нуланд и Пайетта, тоже сыграл активную роль в поддержке демонстраций на Майдане. Позже он наладил личные связи с Порошенко — он даже предложил украинскому президенту дать тому конкретные указания касательно политики в ходе телефонного разговора в 2016 году.
Коротко говоря, Нуланд является сильным и убежденным сторонником подхода Обамы-Байдена к Украине и России. Летом 2020 года в своей статье для журнала Foreign Affairs Нуланд озвучила целый ряд политических рекомендаций для следующего президента США, которые касались отношений с Россией: единый глобальный фронт для контроля и сдерживания военной агрессии России, более эффективные методы борьбы с распространяемой Россией дезинформацией, новые санкции, а также расширение рамок общественной дипломатии, направленной непосредственно на российский народ. Многие из этих предложений находят широкую поддержку со стороны представителей внешнеполитической команды Байдена — и со стороны самого избранного президента.
Сообщения о будущем назначении Виктории Нуланд, несомненно, вызвали ликование правительства в Киеве. Одновременно с этим они стали для Москвы четким сигналом, что при администрации Байдена шансов на значимое сближение Соединенных Штатов и России становится все меньше.