В выходные протестующие вновь прошли по улицам Минска, преследуемые силами правопорядка. Так начался шестой месяц антиправительственных протестов в Белоруссии. Массовые выступления охватили страну после фальсифицированных августовских выборов президента, по результатам которых Александр Лукашенко был в шестой раз избран на высший пост (он автократически правит страной последние 26 лет).
Первоначально все это задумывалось Кремлем как управляемая дестабилизация обстановки в Белоруссии с целью ослабить и склонить к послушности эксцентричного лидера российского сателлита, входящего в сферу российского влияния. Однако вскоре выступления переросли в самое масштабное протестное движение в Белоруссии со времен объявления независимости в 1991 году. Подавление протестов сопровождалось беспрецедентной волной государственного насилия.
По прошествии месяцев можно констатировать, что в этом «раунде» протестов Лукашенко устоял. Он не прислушался к призывам уйти и провести новые выборы. Напротив, он провел тайную инаугурацию, тем самым исключив вариант переговоров с оппозицией о поисках путей выхода из кризиса и передаче власти. Он не прислушался и к призывам прекратить насилие и выпустить несправедливо заключенных. Наоборот, систематические репрессии по-прежнему играют ключевую роль в консолидации его режима. Пока ни один случай полицейского произвола, который с августа стал причиной гибели нескольких человек, сотен ранений и тысяч арестов, не был надлежащим образом расследован.
Членов Координационного совета, вставшего во главе протестов как представитель белорусского народа, постепенно пересажали или заставили покинуть страну. Так протестующие остались без ясного руководства и центральной силы, которая могла бы выразить их требования. Забастовочное движение (в промышленной стране, где государство остается крупнейшим работодателем) не получило общенародной поддержки. Объявленное закрытие границ заставило поспешить тех, кто подумывал покинуть страну.
Лаборатория Кремля
Цена, которую заплатил Лукашенко (а белорусы еще заплатят) за сохраненную власть, велика. Он вышел из схватки не только ослабевшим, без капли легитимности, но и изолированным. Для окружающего мира Лукашенко стал изгоем. За несколько недель он «промотал» весь капитал, который накопила его страна в отношениях с Западом. Страны Европейского союза, как и Соединенные Штаты и остальные, несмотря на первоначальные колебания, сумели договориться о санкциях против представителей белорусского режима. Под угрозой оказалось и проведение престижного чемпионата мира по хоккею, который Белоруссия должна принимать в этом году вместе с Латвией. Санкции мало что могут изменить во внутриполитической ситуации в Белоруссии, и тем не менее значительная часть международного сообщества дала понять, что больше не признает Лукашенко легитимным главой государства. Это закрывает ему путь за рубеж и ограничивает пространство для внешнеполитического маневра, делая беззащитным перед российским давлением.
Внутренние протесты Лукашенко пережил благодаря скрытой поддержке из России, которая направила в Белоруссию своих «консультантов» для белорусских государственных СМИ и силовых структур, а также финансовую помощь. Ослабление позиции Лукашенко дома и внешняя изоляция делают его уязвимым, и Россия теперь ею воспользуется, чтобы перейти к управляемой смене режима под прикрытием анонсированной «конституционной реформы». План дальнейших шагов необычайно откровенно обнародовал в сентябре министр иностранных дел РФ Лавров.
Реформа предполагает «общенародный диалог» (в его российской имитационной форме), принятие новой конституции, разрушающей президентскую систему, и замену ее нефункциональной парламентской. Эта система даст России возможность вмешиваться в белорусские дела. В обмен на сотрудничество при создании иллюзии правовой преемственности Москва дает Лукашенко шанс уйти достойно и, что немаловажно после того, как по приказу Лукашенко была пролита кровь, получить неприкосновенность. Первым шагом к заявленной реформе будет созыв в феврале Всебелорусского народного собрания, которое Лукашенко наделил учредительными полномочиями.
«Переходный период», когда Лукашенко останется во главе государства, с точки зрения Москвы необходим для создания сети дружественных партий и движений, отстаивающих российскую позицию. Одновременно это возможность для Москвы выжать из парализованного диктатора уступки, на которые он не соглашался 20 лет.
Добиваясь смены режима в Белоруссии, Кремль хочет изменить статус-кво в российско-белорусских отношениях. Долгое время в них преобладало уважение Москвы к внутреннему суверенитету Белоруссии, и Россия предоставляла Белоруссии экономические привилегии в обмен на то, что Минск не помышлял о проевропейской ориентации и отрицании советской исторической мифологии. Белоруссия входила в «ядро» путинской идеологии «русского мира». Но теперь при нынешнем развитии событий возникает угроза того, что Белоруссия перестанет играть роль буфера между Россией и Европой, а напротив, будет вовлечена в вооруженные авантюры Кремля. Именно поэтому за событиями в Белоруссии с большой обеспокоенностью следят ее соседи.
Российский эксперимент с управляемой сменой режима в Белоруссии с точки зрения Кремля важен еще и ввиду внутриполитической ситуации в России. Белоруссия — это своего рода лаборатория политических технологий, снабжающая Кремль опытом и ноу-хау для преодоления внутрироссийских кризисов, которые весьма вероятны. Белорусские волнения показывают, что может случиться, если непопулярный диктатор после 26 лет неограниченной власти захочет узнать, какова его популярность среди общественности, и с помощью имитации выборов демонстративно подтвердит свою легитимность. Все это обретает особенную актуальность в свете предстоящих в России в 2024 году выборов главы государства.
Ян Шир — научный сотрудник Института международных отношений философского факультета Карлова университета