Советники избранного президента Джо Байдена сообщили, что будут полагаться на соглашения по контролю над вооружениями с Россией для сокращения бюджета Министерства обороны. Неудивительно, что новая либеральная администрация обещает значительно увеличить внутренние расходы. И все же второй срок Трампа мог быть более выгодным. Стремясь потратить деньги на стимулирующие выплаты, связанные с covid-19, и будучи убежденным в неэффективном управлении Пентагона, даже учитывая собственных назначенцев, Трамп был легкой добычей для сенатора Рэнда Пола (Rand Paul).
Однако полагаться на договор по контролю над вооружениями с Россией — это глупый шаг. Сколько бы ни удалось сэкономить на относительно коротком промежутке времени, в долгосрочной перспективе все это перевесит растущая угроза со стороны не только Москвы, но и Пекина, а также государств-изгоев, стремящихся стать ядерными державами.
Продлевать ли договор СНВ-3 и на какой срок? Ответ на этот вопрос станет первым решением Байдена в сфере контроля над вооружениями. Срок договора истекает пятого февраля, однако его можно продлить на срок до пяти лет. Угроза не продлить договор должна бы стать рычагом давления США в переговорах, но Байден, похоже, собирается его продлить. Недавно Владимир Путин предложил продлить договор на один год. Возможно, этот шаг был спровоцирован беспокойством, ведь от избранного президента пока не поступало никаких сигналов. В ответ Байдену стоит предложить продление на шесть месяцев. Так он не даст ситуации заглохнуть и покажет, что его команда не станет стенографом для московских дипломатов.
Сложные вопросы политики сегодня — это те же самые вопросы, которые я обсуждал с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым в августе 2018 года. В дальнейшем ими занимался Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea), пока выборы 2020 года не сделали из Трампа хромую утку. Насколько серьезно переговорщики Байдена отнесутся к этим вопросам повлияет на шансы пересмотренного договора СНВ-3 получить одобрение в Сенате. Согласно положениям конституции, его должно поддержать две трети сенаторов.
У договора СНВ-3 есть три принципиальных недостатка. Во-первых, в нем не сказано ничего о тактическом ядерном оружии. Во-вторых, он технологически устарел и не учитывает такие разработки как гиперзвуковое оружие. И в-третьих, его не подписал Китай.
Существующий договор не распространяется на тактическое ядерное оружие, обычно предназначенное для использования на поле боя. В противоположность ему существует стратегическое ядерное оружие. Его мощь и дальность полета обычно больше, а предназначено оно для поражения целей на родине врага или в других важных точках. В 2010 году во время дискуссий о ратификации из-за этого упущения две трети сенаторов от Республиканской партии проголосовало против договора. За прошедшие десять лет глобальная угроза тактического оружия не снизилась. Россия продолжает развертывание вооружения, обычно нарушая при этом положения договора о количестве носителей, а тактический ядерный арсенал Китая продолжает значительно расти и вызывать опасения.
Даже представители России признают, что в договоре не учитываются, например, возможности технологии гиперзвуковых планирующих ракет, и это упущение нужно исправлять. Москва и Пекин обошли Вашингтон в том, что касается развертывания гиперзвуковых ракет и других современных технологий. С точки зрения стратегии и бюджета, со стороны Байдена будет халатностью считать, что Россия, а тем более Китай, станут соблюдать условия договора, и тем самым у него получится остановить отставание США в этой жизненно важной сфере.
Россия выражает готовность привлечь Китай к переговорам по преемнику СНВ-3. Пекин, однако, возражает, говоря, что его ядерный арсенал пока слишком маленький, и участия не требует. Москва соглашается с этой точкой зрения. В этом и проблема. США нужно дождаться, пока Китай изготовит нужное ему количество стратегических боеголовок, и только потом начинать переговоры о сокращении его потенциала? Если Китай остается просто сторонним наблюдателем, то существующий контроль над вооружениями несерьезен. Чтобы развеять опасения Пекина, администрации следует пригласить Париж и Лондон принять участие в переговорах. Так в переговоры будут вовлечены все пять официальных ядерных держав, и у Китая не будет причин жаловаться.
Похоже, советники Байдена открыты желанию России восстановить Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД), из которого США вышли в 2019 году. Неважно, как это произойдет, подпишут новое соглашение или включат соответствующие положения в пересмотренный СНВ-3, возрождение Договора о РСМД опасно. Все инициативы России и ее обещания разобраться с вопросами соблюдения условий стоят не больше предыдущих ее обещаний и могут понравиться только тем, кто сосредоточен на Европе. Но Европа имеет второстепенное значение. Причиной выхода из Договора о РСМД послужили не Иран или Северная Корея, а Китай. Китай не связан этим договором, при этом основная масса его баллистических ракет нарушила бы его. Неучастие Китая, не выполнение Россией обязательств и страны-изгои, занимающиеся распространением оружия, — все это делает США единственной страной, которая действительно соблюдала ограничения Договора о РСМД. Пекин не остановит свое быстрое перевооружение, если США и Россия восстановят ограничения на стартовые установки. Вот почему Китай должен стать стороной в переговорах по подписанию нового СНВ-3, каким бы он ни был.
Перечисленные вопросы сложны, но и для Байдена это не первое родео в области контроля над вооружениями. Что он будет делать и как он это будет делать — вот что определит идеологическое направление его президентства и одновременно его компетенцию.
Джон Болтон — автор книги «Комната, где все случилось: мемуары о Белом доме» (The Room Where It Happened: A White House Memoir). В 2018-2019 году был советником президента США по национальной безопасности, в 2005-2006 годах — постоянный представитель США при ООН.