Восхождение Джо Байдена на пост президента Соединенных Штатов породило огромное количество публикаций, в которых речь идет о его намерениях в отношении Китая, однако в течение четырех лет, когда он не занимал никакой государственной должности, бывший вице-президент, на самом деле, ставил Россию в центр своего внимания в рамках борьбы с авторитаризмом.
Сегодня, всего за несколько дней до вступления в должность, арест российского диссидента Алексея Навального неожиданным образом стал для Джо Байдена прецедентным делом, которое может также привести к трениям с двумя его самыми близкими союзниками — Германией и Великобританией.
Германия при Ангеле Меркель постоянно пыталась избежать полной конфронтации с Россией, и, кроме того, Берлин ведет упорную борьбу за продолжение строительства газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию, настаивая на том, что это коммерческий, а не политический вопрос.
Однако Меркель провела встречу с Навальным, которого выходили и сделали вновь здоровым мужчиной в немецкой столице после отравления. Она пошла на этот мужественный шаг в тот момент, когда Владимир Путин называл Навального «берлинским пациентом». Будем надеяться, что правительство федерального канцлера ощущает свою ответственность за «прирученного» им Навального и стремится оказать ему не только риторическую помощь.
Окружение Путина уже находится под серьезными санкциями, введенными Евросоюзом из-за его (окружения) репрессий в Белоруссии (так в тексте, очевидно, автор спутал окружение Путина с окружением Лукашенко — прим. ред.). Наложены на путинских людей санкции и из-за отравления Навального. Выходит, что возможности у федерального канцлера продемонстрировать свое несогласие с Россией при помощи новых индивидуальных санкций ограничены. А проект «Северный поток — 2» всегда будет у госпожи Меркель на уме.
Что касается Соединенного Королевства, то британские премьер-министры резко критикуют Россию на словах. Однако это не освобождает их от обвинений в том, что дело у них не доходит до жестких мер в отношении адвокатов, бухгалтеров и целой армии агентов по недвижимости, которые делают возможным для российских клептократов инвестировать в Лондон свои полученные с помощью коррупции средства.
Так, например, Chatham House, трезво настроенный исследовательский центр, проводит во вторник в своих стенах мероприятие, которые рекламируется следующим образом: «Самыми поразительными находками, содержащимися в „российском" докладе парламентского комитета по разведке и безопасности, оказались не данные о масштабах зловредного влияния Москвы в Соединенном Королевстве, а информация о том, насколько неохотно британское правительство предпринимает действия, направленные на то, чтобы установить такого рода шаги и противодействовать им».
«В этом докладе говорится о зияющих прорехах как в области осознания наличия такой проблемы, так и в области законодательства на этот счет. В шаблонном ответе правительства содержалось обещание того, что, по крайней мере, некоторые из этих дыр будут заделаны».
От скольких дыр, включая «богатство не объясненного происхождения», удалось избавиться за шесть месяцев после публикации доклада? Ответ: от очень немногих.
Но благодаря счастливому совпадению вопрос с разорением выехавших к нам клептократов выходит на первый план. С 2019 года угроза американских санкций оставила трубопровод «Северный поток — 2» завершенным на 94%. В случае его достройки он дойдет до населенного пункта Любмин, прибрежной деревни в федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания. И вот в этот печальный момент момент экспорт в Германию российского природного увеличится более чем в два раза.
В пятницу на прошлой неделе морские власти Германии продлили операционный период этого проекта из-за «непредвиденных задержек за пределами водного пространства Германии».
Поскольку известно, что американские санкции будут направлены против частных компаний, связанных с этим проектом, хотелось бы сделать важное сообщение. Земельное правительство Мекленбурга — Передней Померании создает подозрительный общественный фонд, который может заняться действиями, подпадающими как раз под эти американские санкции. Германия зря считает, что Соединенные Штаты не решатся на санкции против общественной организации. Но это не простая общественная организация, это организация, финансируемая, в основном, Россией.
На этой неделе Николас Бернс (Nicholas Burns), бывший заместитель госсекретаря, в интервью деловой газете Handelsblatt заявил о том, что в случае приостановки Германией строительства этого трубопровода Соединенные Штаты могут снять санкции.
Кроме того, Соединенное Королевство в июне будет принимать у себя саммит G7, и складывается впечатление, что Лондон может возобновить антикоррупционную кампанию, которую начал Дэвид Кэмерон именно в тот момент, когда Британия в последний раз проводила у себя саммит «большой семерки».
Западу в течение последних четырех лет мешала фатальная неопределенность американской политики в отношении России. Госдепартамент хотел активно противодействовать России, однако Дональд Трамп по необъяснимым причинам был против любых действий, кроме тех, что потворствовали Путину.
Байден сформировал опытную команду, в состав которой входят люди с глубокими знаниями о России: Уильям Бернс, директор ЦРУ; Виктория Нуланд, заместитель госсекретаря по политическим делам; Андреа Кендалл-Тейлор (Andrea Kendall-Taylor), старший директор по России и Центральной Азии в будущем составе Совета национальной безопасности; Кэтлин Хикс (Kathleen Hicks), первая женщина на посту заместителя главы Пентагона; Шанти Калатил (Shanthi Kalathil), координатор по правам человека и демократии. Вмести эти люди попытаются направить Германии более ясный сигнал относительно политики США в отношении России. Они хотят также научить Германию, как бороться с отступлениями от демократии в Европе и с российским вмешательством. Масштабная кибератака на расположенные в Вашингтоне учреждения, организация которой приписывается российской внешней разведке, оказывает сильное давление на членов Конгресса.
Байден обещал сделать продвижение демократии руководящим принципом своей внешней политики, включая проведение саммита по борьбе с используемым авторитаризмом оружием. Многие ставят под сомнение мудрость Соединенных Штатов, пытающихся представить себя в качестве эталона либеральных ценностей на фоне кризисного состояния.
Однако атака на Капитолий в Вашингтоне еще больше убедила его союзников в правильности этой повестки и ее значимости для Америки.
Поэтому линия фронта того «сражения», в котором будут противостоять друг другу американская администрация и Россия, скорее всего, будет расширена за счет постсоветского пространства. Она уж точно будет включать в себя Украину, Белоруссию и Грузию. При всех разговорах о восхождении Китая и последствиях для Америки «азиатского века», главной является угроза от России, этого старого врага времен холодной войны. И, по крайней мере в наше время, российская угроза будет лучше всего сплачивать и держать в спортивной форме трансатлантический альянс.