Блокировка страниц президента Трампа в соцсетях не вяжется с тем фактом, что коммунистических диктаторов, исламистских проповедников и прочих агрессивных (но не антизападных) деспотов не постигла та же участь. Чем объясняются подобные двойные стандарты?
8 января аккаунты Дональда Трампа в Twitter (88 миллионов подписчиков), Facebook (35 миллионов) и Instagram были заблокированы в связи с «риском новых призывов к насилию». Этому примеру последовали Snapchat, TikTok, Twitch, Microsoft, Youtube и Reddit. Google и Apple удалили платформу Parler из своих магазинов приложений, чтобы Трамп и «ультраправые белые» не смогли воспользоваться ей как заменой Twitter. Ну, а еще один гигант «биг тека», а именно компания Amazon — эта компания удалила аккаунт падшего президента в Parler. Все это стало не имеющим прецедента случаем — лишением действующего президента свободы слова.
Но чем так провинился Трамп? Решение заблокировать действующего президента можно было бы объяснить гуманными соображениями, если бы Трамп начал незаконную войну, как это сделали отец и сын Буши в Ираке. Кстати, оба начали войны под предлогом куда более вопиюще фальшивых новостей (имеются в виду оказавшиеся ложью сообщения западной прессы о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения — прим. ред.), чем самые спорные твиты Трампа. Кстати, Трамп, не начавший ни одной войны, по факту был самым большим пацифистом среди президентов США со времен Джеймса Картера. (Все остальные президенты начали по одной или по несколько новых войн, от Рейгана до Обамы — прим. ред.).
Можно было бы понять, если бы интернет-гиганты удалили аккаунты Реджепа Тайипа Эрдогана (17,3 миллиона в Twitter, 10 миллионов в Facebook), который оскорбил Эммануэля Макрона, угрожал странам ЕС (Австрия, Франция, Греция, Кипр). Турецкий лидер также отрицал геноцид армян, убивал сирийских курдов, пытался захватить суверенные воды и газ Греции и Кипра, поддерживал джихадистов в Сирии и Ливии, отправлял сирийских боевиков воевать с армянами в Нагорном Карабахе, поддерживал «Исламское государство», подавлял турецкую оппозицию, чтобы добиться всей полноты власти… Несмотря на все эти действия, никто не мешал ему в соцсетях.
Но, может, «банят» не за действия офф-лайн, а за прямые агрессивные высказывания в Интернете? Да нет, Интернет-гиганты также не посчитали нужным удалять страницы бывшего малазийского премьера Махатхира Мохамада (4 миллиона подписчиков в Facebook и 1,3 миллиона в Twitter), несмотря на его антисемитские заявления. После расправы над Самюэлем Пати (Samuel Paty) во Франции он написал 29 октября в Twitter и своем блоге, что «у мусульман есть право гневаться и убить миллионы французов»… Администрация Twitter поначалу отказалась блокировать сообщение Махатхира в связи с его «общественным интересом». В итоге этот «милый» постинг получил всего лишь одно «предупреждение», и его аккаунт остается активным.
Расправа над Самюэлем Пати не тронула Twitter и Facebook
Можно привести в пример и других глав государств, которые, в отличие от Трампа, запятнали свои руки кровью и опирались не на «популистов», а на джихадистов и революционеров, устроивших бойню во время «арабской весны»: вот вам эмир Катара Аль Тани (925 000 подписчиков в Twitter) или чеченский лидер Кадыров (400 000 подписчиков в Facebook). Кадырову давали лишь временный «бан» в 2017 году, хотя он призывал отомстить богохульникам, устраивал бойню в Чечне (так в тексте, на самом деле бойню в Чечне развязали президенты Ельцин и Дудаев, начавшие в 1994 году боевые действия, продолжавшиеся даже после официального восстановления Чечни в составе РФ в 2000-м году — прим. ред.). Кадырову можно припомнить и то, что он грубо оскорбил Эммануэля Макрона и Францию после гибели Самюэля Пати от рук чеченца. Кроме того, он недавно встал на защиту чемпиона по ММА Хабиба Нурмагомедова, который призывал «обезобразить» Макрона и «всех его последователей». Нурмагомедов как звезда спорта продолжает свободно общаться со своими 25 миллионами подписчиков в Instagram и тоже не сталкивался ни с какими запретами со стороны интернет-гигантов…
Не попал под цензуру и Николас Мадуро, коммунистический «боливарианский» революционер (1,2 миллиона подписчиков в Facebook и 4 миллиона в Twitter), который создал препятствия для демократического процесса, привел страну к краху и гражданской войне, затыкал рот оппозиции и казнил ее лидеров. То же самое касается высшего руководителя Ирана аятоллы Хаменеи: его недавнее скептическое сообщение о вакцинах было удалено на обеих платформах (335 000 и 880 000 подписчиков), но это не коснулось призывов бороться с «врагами ислама» и уничтожить Израиль. Аналогично с руководством Саудовской Аравии, страны, которая соперничает с Ираном по числу ежегодных расправ над оппозиционерами (обезглавливание, повешение, распятие). Никто и не думал «забанить» ее в соцсетях, и на то есть веская причина: саудовцы есть среди главных акционеров Twitter. В 2015 году принц Альвалид ибн Талал стал вторым по значимости акционером платформы. Другими словами, интернет-гиганты не враги своим интересам… Кроме того, они убедились, что Байден точно займет место Трампа, перед тем как закрыть все аккаунты президента.
Соцсети не препятствуют религиозным фанатикам
В числе 200 крупнейших страниц по числу подписчиков оказались проповедники салафитов и «Братьев-мусульман»: Мохамед аль-Арифи (21,4 миллиона подписчиков в Twitter, 25 миллионов в Facebook, крупнейший религиозный аккаунт в мире, 1-е место в Саудовской Аравии и 86-е в мире), защищающий свое право бить собственную жену. Айид аль-Карни (19 миллионов в Twitter) ведет борьбу со всеми западными ценностями, Ахмад аш-Шугайри (18 миллионов) проповедует ненависть к неверным в религиозных телепередачах, Салман аль-Уда (14,2 миллиона) ведет сайт Islamtoday, Мишари аль-Афаси (14 миллионов) — эксперт по нашидам, популярным среди джихадистов исламским песнопениям без музыкальных инструментов.
Можно также привести пример Юсефа аль-Кардави (3 миллиона подписчиков в Twitter и 642 362 в Facebook), самого знаменитого проповедника «Братьев-мусульман», основателя европейских ассоциаций «братьев» и звездного телепроповедника «Аль-Джазиры». Его не забанили в соцсетях, хотя он призывал убивать неверных, евреев, гомосексуалистов, прелюбодеев и даже арабских националистов, а затем оправдывал террористов-смертников… Его ученик Тарик Рамадан воспитал целые поколения исламистов и защищал ХАМАС и «Хезболлу», но его не удалили из Twitter (702 000 подписчиков) и Facebook (2,3 миллиона). У его брата Хани Рамадана, который оправдывал отказ от традиционного брака, побивание провинившихся женщин камнями, а также осуждение сионизма и еврейских интеллектуалов, — у этого субъекта 5 665 подписчиков в Twitter и 16 800 в Facеbook. Проповедник Хасан Икуиссен, антисемит, конспиролог и гомофоб, с 2009 года свободно изливает свою желчь в Twitter (2 500 подписчиков) и Facebook (144 000). Там он распинается на тему «жадных евреев» и называет «обманом» теракт в США 11 сентября 2001-го года. Но никто не стал закрывать его страницу.
Вместо заключения
Важный момент: в марте 2020 года в Наблюдательный совет Facebook и Instagram вошла активистка «Братьев-мусульман» Тавакуль Карман, которая получила Нобелевскую премию за поддержку приветствованных Западом арабских революций (хотя те привели к кровавой бане в Йемене, Ливии, Сирии и Египете). Известна эта особа и защитой полностью закрывающей лицо мусульманской одежды для женщин. 46 000 страниц в Twitter были связаны с исламистами, связанными с созданным их единомышленниками «государством» на территории Сирии и Ирака. У них было в среднем по 1 000 подписчиков и с ними долгое время мирились, а закрыли их лишь под давлением государств после волны терактов. Кибер-джихадисты продолжают вербовку с новых аккаунтов, которые удаляются гораздо медленнее, чем страницы поддерживающих Трампа «белых националистов и популистов»…