«Разнообразие, представленность, заморские территории, Европа». Именно такой список задач (вторая их половина может показаться как минимум странной) был поставлен несколько месяцев назад перед главными редакторами французского телевидения France Télévisions, и именно от него теперь зависит часть их зарплаты. С разнообразием все абсолютно понятно, поскольку его явно не хватает как на государственных каналах, так и во многих изданиях. Что касается всего остального, поставленная перед руководством французских каналов редакционная политика удивляет куда больше.
Да, заморские территории и Европа обычно задвигаются на второй план в освещении новостей государственным холдингом, но почему руководство France Télévisions во главе с Дельфин Эрнотт решило финансово «мотивировать» представление европейских тем редакциями?
Брюссель ближе к Парижу, чем Бас-Тер или Фор-де-Франс, и именно там решается большая часть того, что впоследствии произойдет с французским законодательством. Как бы то ни было, нельзя не признать, что французское телевидение в целом мало интересуется происходящими там событиями. Вечерние выпуски новостей в значительной мере игнорируют европейскую тематику. По опубликованным в декабре 2019 года результатам исследования Фонда Жана Жореса, в 2018 году ЕС было посвящено всего 2,7% новостей, то есть столько же, сколько ООН.
Несколько секунд о назначении Урсулы фон дер Ляйен
Хотя на France 2 и France 3 дела обстоят несколько лучше, чем на TF1, хвастаться им все-таки нечем. Приведем один из многих примеров отсутствия у каналов интереса к Европе: когда евродепутаты подтвердили 16 июля 2019 года назначение главой Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен (бывший министр Ангелы Меркель и первая женщина на этом посту), в 8-часовом выпуске новостей на France 2 этому уделили всего несколько секунд в рамках «зарубежных новостей».
В эфире France Télévisions каждую неделю Европе посвящено 2,5 часа передач («Виновата Европа» и «Странная Европа»), и только там весной 2020 года вышел сериал «Парламент», который рассказывает о непростом начале карьеры молодого помощника французского евродепутата. Тем не менее во всех случаях эти программы выходят на платформе FranceInfo, которая обладает достаточно небольшой аудиторией.
В ходе рассмотрения законопроекта о телерадиовещании в начале 2020 года депутаты президентского большинства представили (и приняли) ряд поправок для того, чтобы подтолкнуть France Télévisions к расширению освещения европейской тематики. Порожденный covid-19 кризис остановил рассмотрение документа, но Клеман Бон все же рассчитывает представить новые предложения в ближайшее время.
Политический вопрос
Потому что, как он любит повторять, Европа — «не иностранные дела (…), а в высшей степени политический вопрос». Сам Эммануэль Макрон сделал его центральным в своей работе и намеревается опереться на успехи в Брюсселе, если вновь выставит свою кандидатуру в 2022 году. В такой перспективе французское председательство в Совете ЕС в первой половине этого предвыборного года должно позволить главе государства подтвердить свои обязательства и показать избирателям (при условии, что те будут достаточно проинформированы) продвижение Европы вперед. Во всяком случае, таковы планы Елисейского дворца.
Нужно признать, что слишком сложное и технократическое лицо Европы все еще не отличается телегеничностью. Тем не менее она начинает укреплять позиции в неожиданной сфере: художественной литературе. Так, главным героем романов «Флешка» 2019 года и «Эмоции» 2020 года Жана-Филиппа Туссена стал эксперт Еврокомиссии Жан Дертре. Точно так же в вышедших за последние два года «Капитале» Робера Менасса и «Компромиссах» Максима Каллигаро и Эрика Кардера Брюссель становится полем полицейских расследований.
«Нужно наполнить европейские представления, сформировать связанные образы. В культурном плане Европа фактически невозделанная целина», — считает Максим Каллигаро. Молодой писатель, который работает в Европарламенте в либеральной группе «Обновляя Европу» (в нее входят депутаты от партии Макрона), решительно настроен исправить ситуацию.
«Взгляните на успех книги Филиппа де Вилье! До этого момента привлечь интерес к Европе удавалось лишь популистам», — продолжает он. Они с соавтором также выступили сценаристами уже упоминавшегося сериала «Парламент». Отметим, что France Télévisions заказала второй сезон. Выход в эфир запланирован на первое полугодие 2022 года. Эммануэль Макрон определенно это оценит.