Хорошо иметь друзей, которые беспокоятся о тебе, когда ты сам не осознаешь скрытую опасность. Но очень тонка грань между друзьями, которые бескорыстно заботятся о тебе, и теми, кто под предлогом заботы преследует собственные интересы. И уж совсем неприятно, когда друзья непрошено вмешиваются в твои дела и при этом переходят все границы.
Друзья из последней категории обнаруживаются у Европы, и конкретно у Германии, в Белом доме, а также в Конгрессе США, когда речь заходит о балтийском газопроводе «Северный поток — 2».
Как республиканцы, так и демократы якобы защищают нас, перекрывая первому судну-трубоукладчику и его владельцу, одной русской компании, доступ к американскому экономическому и финансовому рынку. До сих пор демонстративно сдержанное правительство ФРГ должно, наконец, четко заявить, что как минимум Германия чувствует себя так, будто рука американского друга не защищает ее, а душит.
Невероятное высокомерие и вмешательство
Еще после принятия всеми фракциями Конгресса США в 2019 году — внимание! — «Закона о защите энергобезопасности Европы» необходимо было сделать заявление. Потому что попытка воспрепятствовать завершению строительства последних 6% газопровода между Россией и Германией, чтобы Европа якобы не впала в зависимость от российского газа, — не просто невероятное высокомерие и вмешательство третьих лиц в дело, к которому они не имеют никакого отношения. Это в высшей степени недружественная попытка шантажа.
Замалчивать это долгое время возмутительно. А назвать введенные первые штрафные санкции только лишь «достойными сожаления» — слишком слабая реакция федерального правительства.
В правовом государстве это должно что-то значить
Действительно, до сих пор не раскрытое отравление Навального, так же как и тема защиты климата, дает противникам газопровода в США и в Германии некий повод требовать окончательного прекращения строительства. Федеральное правительство пытается действовать крайне осторожно. Но если канцлер Меркель, министр иностранных дел Маас и прочие относятся к этому проекту серьезно, о чем федеральное правительство неоднократно заявляло, то Берлин обязан сейчас более четко заявить о поддержке «Северного потока — 2».
Этот газопровод прошел многочисленные экспертизы по всем аспектам, касающимся экологических и технических характеристик, во всех прибрежных государствах, лежащих на маршруте трубопровода. Везде — в том числе и в Германии — соответствующие ведомства в установленном порядке дали разрешение на реализацию проекта, и это затем было перепроверено судами. Это должно что-то значить в правовом государстве. То же самое относится и к судебным решениям, которые должны быть приняты по жалобе некоторых немецких экологических союзов, оспаривающих разрешение на проведение строительных работ, выданное недавно федеральным ведомством судоходства и гидрографии.
Если кто-то сейчас и демонстрирует европейцам, что такое зависимость, то это наши друзья из Вашингтона. Трудно сказать, будет ли следующий президент США Джо Байден действовать иначе, чем Дональд Трамп, а демократический Конгресс — иначе, чем прежний. Но если сделать решительное заявление в их адрес, то это может помочь. Заявление должно быть дружественным по тону, но четким по содержанию.