Без личного мужества политические принципы — просто пустой звук. Решение Алексея Навального вернуться в Россию, где в августе его отравили, резко контрастирует с трусостью американских конгрессменов, которые прятались от безумной толпы на Капитолийском холме 6 января.
Но, решив вернуться в логово льва, лидер российской оппозиции, — который не давал покоя Владимиру Путина и агентам российских служб безопасности с того момента, когда его доставили на лечение в Германию после отравления «Новичком», — поднял ставки для самого себя, для президента России и для Запада.
Решение Навального вновь поставить свою жизнь под угрозу, несомненно, разозлило российский истеблишмент. Неуклюжая реакция российских властей на возвращение Навального свидетельствует о том, что их застали врасплох. Они и представить себе не могли, что кто-то может отказаться от легкой жизни на Западе, чтобы вновь бросить им вызов на родине.
Действия Кремля — от перенаправления самолета, на борту которого находился Навальный, в другой аэропорт до попыток устроить ему импровизированное заседание суда на следующее утро после прилета — свидетельствуют о том, что Путин в панике. Реакция российского президента на появление Навального в России — президента, которого долго время называли мастером глобальной игры в шахматы, — доказывает, что он теряет хватку.
Многие комментаторы зачастую предпочитают не поднимать тему русского национализма Навального, однако это весьма заметная составляющая имиджа российского оппозиционера. Российские либералы 1990-х годов придерживались раболепно прозападных взглядов, и их катастрофическая программа шоковой терапии, позаимствованная со страниц гарвардских учебников, оттолкнула от них целое поколение россиян, которые увидели в Путине своего спасителя. Таким образом, смешивая свои призывы к свободным и честным выборам с большой дозой «Снова сделаем Россию великой», Навальный закладывает мины под тем участком базы поддержки, который прежде всецело принадлежал Путину.
Даже внешний вид Навального — крепкий мужчина с выраженным рельефом мышц — это своего рода пародия на то, как пропаганда изображает Путина, борющегося с тигром или разъезжающего на лошади без седла. Больше всего президента беспокоит то, что он уже давно достиг пенсионного возраста и что подобные трюки уже не вызывают отклика в сердцах представителей нового поколения.
Скука может иметь фатальные последствия для правителей, которые слишком долго остаются у власти. Два десятилетия пребывания Путина в Кремле породили бы стремление к переменам среди россиян и даже среди амбициозных подчиненных президента, даже если бы все было хорошо. Стагнация в экономике и то недовольство, которое у людей вызывает коррумпированное бюрократическое болото, окружающее Кремль, способствуют уменьшению уровня поддержки Путина среди россиян.
Путин пытался игнорировать Навального, приказал российским СМИ уничтожить оппозиционера молчанием, однако интернет позволил Навальному обойти цензуру в СМИ. Когда американские компании заблокировали аккаунты Дональда Трампа, Навальный назвал это опасным прецедентом, которым теперь сможет воспользоваться Путин. Пока Навальный может демонстрировать в режиме реального времени такие события, как его возвращение на родину, все больше и больше россиян будут переходить на его сторону.
Теперь, если Навального убьют, это станет фатальным ударом по репутации Путина в России, не говоря уже о мире. Даже если Навального посадят в тюрьму, это не заставит его замолчать и не остановит его движение. Навальный в тюрьме — это почти так же плохо, как Путин в Кремле.