Согласно «российской статистике», в 2020 году в Крыму побывали 6,3 млн туристов. Из преимуществ относительно предыдущих пяти лет отмечу два:
1. Как раз завершилось строительство трассы «Таврида», то есть Крым стал доступнее для россиян.
2. 20 миллионам россиян не дали поехать за границу, поэтому кто-то из них выбрал Крым.
Но есть еще и такие факторы:
1. Крым по-прежнему «серая» зона на карте мира, курорт только для граждан страны-агрессора. Это существенное ограничение. До оккупации из РФ приезжало в Крым не более 1,3 миллиона отдыхающих, при том, что тогда было удобное и короткое ж/д-сообщение через территорию Украины и «счастье путешествия» в плацкарте ж/д было в два раза короче, чем сейчас.
2. Въезд украинцев на полуостров в этом году был закрыт почти весь год. До оккупации Крым принимал более 4,5 миллиона отдыхающих с материковой Украины, с 2015 украинцев стало в 20 раз меньше, но все же до 200 тысяч ежегодно оздоравливались на крымских курортах. В 2020 году украинский турпоток — 0.
3. Пандемия. Как же не вспомнить, ведь весь мировой турбизнес застыл на год. Застыл и турбизнес в РФ, о значительных потерях заявляли все туристические регионы. В мае 2020-го Аксенов заявил, что туристический сезон в Крыму в этом году «вряд ли состоится» и призвал напрасно не обнадеживать отельеров, которые вкладывают деньги в подготовку к курортному сезону. До этого он грозил «жесткими проверками» всем, кто будет «тайно принимать туристов». В общем, оккупационная власть довольно убедительно обещала полный стоп туризма на 2020 год.
4. Реальное снижение пассажирского потока (и как следствие туристических потоков) в РФ. По их же данным, внутренний авиапоток в 2020-м упал в среднем на 48 процентов, причем рекордное падение абсолютно во всех аэропортах, а непосредственно аэропорт (когда-то международный) «Симферополь» констатировал падение на 37 процентов. Ж/д-пассажиропоток, по данным РЖД, упал на 42 процента. Эти факты просто не могут не отражаться на потоках россиян в Крым.
5. Проблема с питьевой водой в 2020 году для моего родного полуострова стала острой, как 50 лет назад. Засуха, о необратимости которой, было известно еще в феврале 2020-го, застала врасплох оккупационную власть. Без Северо-Крымского канала, приводившего в Крым 1,3 миллиарда кубометров днепровской воды, жить и развиваться в Крыму сложно. Развиваться невозможно — это точно, а жить в принципе можно. Собственной питьевой воды жителям Крыма, в принципе, на жизнь хватит (потребность около 300 миллионов кубометров, наличие собственных водоресурсов — около 370 миллионов кубометров), но для этого нужно провести полный капремонт и реконструкцию водной инфраструктуры ЖКХ, так как сейчас там потери воды из-за дырявых сетей до 60 процентов. В общем-то, это тема отдельного разговора. Суть фактора в том, что целый год во всех СМИ (в том числе «СМИ» РФ) активно «жевали» темы «вода в Крыму по часам», «засуха оставила Крым без питьевой воды», «крымчане страдают без воды», ну, то есть темы, которые совсем не побуждают туристов отправиться семьей в Крым.
В мирном 2012 году, самом успешном турсезоне, во время Евро-2012, Крым принял 6 миллионов 150 тысяч туристов. В 2020-м «ковидном», «безводном», «оккупационном» году, по заявлению крымских «властей», полуостров принял 6 миллионов и 300 тысяч туристов.
Аксенов — врунишка-фантаст, живущий в своем придуманном мире.
А в реальном мире находится туристическая отрасль Крыма, которая уже терпит экономический крах. Это более 40 тысяч человек, занятых непосредственно в гостиницах и санаториях, плюс еще до 200 тысяч занятых в 50 смежных отраслях — это транспорт, сельское хозяйство, торговля, общепит и прочие. Надеяться им стоит только на себя.
По результатам мониторинга крымского турбизнеса в оккупации, который мы проводим уже 6 лет, Крым в 2020 году принял рекордно низкое количество туристов — полмиллиона человек.
Впервые в истории туризма. Этот факт на полуострове побоялись даже озвучить.
P. S. Турсезон на Украине был крайне сложным, провальным, как и во всем мире. Около 10 процентов предприятий индустрии гостеприимства обанкротились, закрылись. Этот факт понятен и признан всеми. Отельеры, гиды, рестораторы, предприниматели в 2020 не раз выходили на улицы, чтобы обратить внимание власти на свои проблемы. И власть шла навстречу. Десятки шагов, как результат диалога. Диалога не всегда приятного. Но право быть услышанным у украинского турбизнеса есть, а в РФ — нет.
Александр Лиев, экс-министр курортов и туризма Крыма, глава Ассоциации индустрии гостеприимства