Ведущая: Обвинения в нарушении федерального уголовного кодекса могут быть выдвинуты против более 90 человек, принимавших участие в штурме Капитолия. По словам самих обвиняемых, их возмущение и действия были обусловлены призывами самого Дональда Трампа (Donald Trump). Во время осады Капитолия сторонники Трампа цитировали его слова. Вот эти слова:
Дональд Трамп (на видеозаписи): «Демократы пытаются отобрать у нас Белый дом. Вы не должны им это позволить».
Сторонник Трампа: «Мы не позволим им отобрать его у нас».
Дональд Трамп: «Мы вернем себе нашу страну».
Сторонник Трампа: «Мы хотим вернуть себе нашу страну».
Дональд Трамп: «Это наша страна».
Сторонник Трампа (входя в здание Конгресса): «Это наш дом. Это наша страна, наша страна».
Ведущая: Эксперты отмечают, что действия наиболее радикально настроенных сторонников Трампа напоминает им поведение сектантов, сторонников религиозных культов. Так как же можно вылечить подобных людей, заставить их отказаться от радикализма (дерадикализировать)? С нами на связи Стивен Хассан (Steven Hassan), специалист по психическому здоровью, уже несколько десятков дет помогающий людям, состоявшим в сектах, перестроить свое сознание. Он сам — жертва секты, он состоял в Церкви Объединения в 1970-е годы (движение, основанное проповедником корейского происхождения Мун Сан Мёном в 1960-е годы, сейчас испытывает трудности после смерти ее основателя в 2012-м году — прим. ред.). Стивену Хассану удалось выйти из секты, и сейчас он является автором книги на тему сектантства, которая называется «Культ Трампа». Господин Хассан, большое спасибо, что согласились уделить нам время. Как вам кажется, если судить по продемонстрированным ранее кадрам, напоминают ли эти люди членов секты?
Стивен Хассан: Да, на мой взгляд, этих людей обманом вовлекли в авторитарную политическую секту.
Ведущая: Я ознакомилась с характеристиками лидера секты, давайте перечислим их для наших зрителей. Итак, лидер секты — это нарциссическая личность. (Намек на создаваемый в либеральных СМИ негативный имидж Трампа и других оппонентов, которым приписывается любование собой, «нарциссизм» — прим. ред.). Кроме того, это лжец, человек с завышенными представлениями о себе, склонный разжигать страхи; параноик, часто упоминающий «врагов»; вождь, унижающий своих критиков, постоянно нуждающийся в восхвалении; жестокий тип, лишенный эмпатии, заявляющий о своей абсолютной власти. К тому же лидер секты часто выступает с обвинениями в адрес наших демократических СМИ; его невозможно заставить признать собственные ошибки и промахи. Почему же люди становятся последователями обладателей столь одиозных характеристик? Как такое происходит?
Стивен Хассан: Люди предрасположены прислушиваться к представителям, по их мнению, законной власти. Людям свойственно подстраиваться под тех, с кем они себя отождествляют. Но как человек, изучавший проблему идеологической обработки и манипуляций сознанием, я могу сказать, что в той же мере, в какой люди поддаются радикализации, в такой же мере они оказываются восприимчивы и к помощи «антисектантов». Она позволяет им оправиться и прийти в себя, и это вселяет в меня надежду в отношении нашей страны.
Ведущая: Перед тем как мы перейдем к обсуждению подробностей этого процесса, я хотела бы продемонстрировать некоторые кадры, отражающие события, произошедшие в здании Капитолия, чтобы мы могли в этом разобраться. Кто-то из людей, которых мы видим на этих кадрах, когда-то работал психологом в начальной школе, кто-то — пожарным. Достойные люди в прошлом! Один из них был даже пловцом, участвовавшим в Олимпиаде. Как же так получается, что эти люди в некотором роде лишаются способности трезвого рассуждения, позволяя лидеру секты, в данном случае президенту Трампу, взять верх над их рассудком? Зачем они рискуют собственной жизнью?
Стивен Хассан: При изучении разных моделей идеологической обработки у меня сложилась модель, сводящаяся к четырем составляющим авторитарного контроля: управляя поведением, информацией, мышлением и эмоциями, человек создает новую личность — зависимую и покорную. Происходит радикальное изменение личности, которое в психиатрической литературе, в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» Американской психиатрической ассоциации называется диссоциативным расстройством (аналогом этого понятия в советской репрессивной психиатрии была «вялотекущая шизофрения», которую часто «диагностировали» у диссидентов — прим. ред.). Основной тезис состоит в том, что всей Америке потребуется снятие программы авторитарного лидера, иначе говоря, депрограммирование, потому что все мы испытали на себе негативное влияние Дональда Трампа.
Ведущая: Если говорить о людях, которые готовы были идти на штурм Капитолия, какие именно радикальные перемены произошли в их сознании, каким инструментом воспользовался для этого Дональд Трамп, чтобы подтолкнуть их к этому шагу?
Стивен Хассан: Тут нужно сказать, что в 1974 я держал голодовку в поддержку Ричарда Никсона (Richard Nixon) во время Уотергейтского скандала. Мне тогда вбили в голову, что демократия — это новый огромный корабль «Титаник», идущий ко дну. Я верил, что Бог должен взять Америку под свое крыло. И здесь я увидел людей из моей секты. Мун Сан Мён привез в Вашингтон полный автобус своих последователей. Останься я с ними, могла бы быть беда. Но мои родные вовремя приложили усилия и спасли меня из этой беды.
Ведущая: Боже мой, значит, вы действительно знаете об этом не понаслышке. Помогите нам понять, что служит для этого триггером, что заставило вас это делать?
Стивен Хассан: Это систематический процесс воздействия социума, но начинается он с обманного вовлечения. В своем исследовании, в книге «Культ Трампа», я пришел к выводу, что существуют авторитарные секты, оказывающие и оказывавшие влияние на Трампа и давшие ему поддержку многих своих сторонников. Есть и значительное количество людей, не все, но очень-очень многие поддаются на это, программируются. Ну, и не стоит забывать такой фактор: нас, американский народ, с детства учат прислушиваться к словам президента. На этой должности человек получает очень высокий статус. Поэтому после инаугурации Джо Байдена (Joe Biden), на мой взгляд, произойдет огромный отток сторонников Дональда Трампа. Услышав новый авторитет, они осознают, что им врали. Байден одержал победу на выборах, и это уже подтвержденный факт.
Ведущая: Я согласна с вами. В нашем ДНК действительно заложено невероятно уважительное отношение к Президенту США, мы склонны ему верить. Что же касается людей, которых мы только что показали, как следует приступить к их депрограммированию?
Стивен Хассан: В этом и состоит моя работа: мне звонят родные таких людей, и я писал в книгах, рассказывал в видеороликах, на курсах, как надо их депрограммировать. Я стремлюсь дать информацию родственникам, потому что именно семья, друзья и бывшие члены сект могут помочь. Они получают от нас руководство по тому, как взаимодействовать с человеком, как сподвигнуть его к тому, чтобы он начал жить своим умом. Самая действенная методика состоит в уважительных, внимательных вопросах, в терпении и умении ждать ответа. Но при этом надо упорно и беспощадно выполнять наши рекомендации.
Ведущая: Цитирую отрывок, где вы даете советы тем, кто хочет помочь человеку вырваться из секты Трампа: «Что бы вы ни делали, не забывайте об уважении, доброте и сочувствии. Избегайте конфликтов и чрезмерной строгости. Поддерживайте открытый, цивилизованный диалог. Предпочитайте конкуренции взаимодействие. Не злитесь. Не „учите"; помогите человеку сделать собственное открытие, что все, во что он верил, яйца выеденного не стоит». Это очень разумные рекомендации, но создается впечатление, что это должно происходить постепенно с каждым в отдельности, шаг за шагом, в то время как у нас миллионы людей считают, что выборы были «сфальсифицированы».
Стивен Хассан: Да, нам потребуется подход по нисходящему принципу. Например, если Конгресс пригласит меня выступить и на выступление смогут прийти люди, республиканцы и демократы, которые будут задавать вопросы, я бы мог пригласить и своих коллег. Но самое главное: настоящий потенциал по дерадикализации будет у тех, кто любит и уважает действующих членов Конгресса. Именно они помогут людям прийти в себя, ведь нам всем потребуется подобная реабилитация.
Ведущая: С нами был Стивен Хассан, автор книги «Культ Трампа», спасибо вам за объяснение, это был очень интересный разговор.