Необычно длительный период холодов продемонстрировал неспособность государства обеспечить базовые коммунальные услуги, и вызвал проявления общественного недовольства, которые еще несколько лет назад невозможно было себе представить.
На одном популярном видео, гулявшем в социальных сетях в начале января, мальчик в меховой шапке читает стихотворение, сетуя на отсутствие в своем доме электричества и газа.
«О великие визири! / Погода холодная / И люди плачут, — декламирует он. — Дайте людям свет и газ / Прислушайтесь к моей отчаянной мольбе / Мать больна / А вам тепло, и ваши дети играют».
Еще одно публичное обращение было опубликовано в прошлом месяце молодым человеком и Чиракчинского района Кашкадарьинской области. Говоря в камеру, он рассказал, что они с женой и детьми два месяца сидели без электричества и газа, так что всей семье пришлось спать в одной комнате, чтобы не замерзнуть. Пока жена и дети спали, ему приходилось регулярно вставать, чтобы подбросить в печь кизяка.
«Зачем нужна независимость страны, если вы не можете оказать людям элементарную помощь? Не лучше ли присоединиться к России или Китаю? Вы лишили нас электричества, которое дал нам Ленин», — говорит он, обращаясь с призывом о помощи к президенту Шавкату Мирзиёеву.
Аномальные холода начались примерно в конце ноября. И на протяжении более чем 50 дней подряд температура упорно оставалась ниже нуля.
Потребление электроэнергии резко возросло, что привело к хроническим перебоям с ее подачей. 5 января поступили сообщения об авариях на пяти крупных ТЭС по всей стране. В результате начались и перебои с экспортом электроэнергии в соседние Казахстан и Афганистан.
Даже на этой неделе, когда немного потеплело, в некоторых районах Ташкента периодически случались отключения электроэнергии.
Вызывают недовольство и проблемы с отоплением. Ранее в январе жители Пахтакорского района Джизакской области перекрыли дорогу с требованиями подключить их дома к газопроводу, или как минимум обеспечить их углем. Схожие сцены разыгрались в Коканде, Андижане и Бухаре.
В одном из районов Сурхандарьинской области жители пошли еще дальше: они не просто перекрыли дорогу, а еще подожгли шины в знак протеста. Двумя днями ранее в районе была прекращена подача электричества из-за выхода из строя местной подстанции.
Похолодание заставило людей прибегать к зачастую опасным приемам. Использование кухонных плит для обогрева домов вызвало серию отравлений и взрывов, которые стали настолько частым явлением, что президент Мирзиёев поднял эту проблему на декабрьском заседании кабмина.
Один из последних примеров — 6 января в результате взрыва газа погибли двое подростков в Карши.
Но суть проблемы в том, что система жилищно-коммунального обслуживания Узбекистана показала себя не просто непригодной, а откровенно опасной для людей. Об этом открыто заявляют даже государственные чиновники.
В интервью в конце ноября министр энергетики Алишер Султанов посетовал на плачевное состояние инфраструктуры, которая практически не модернизировалась с советских времен. Султанов осудил «наше бездействие в течение 30 лет», и сказал, что потребуется серьезная реконструкция.
А это потребует огромных затрат. В октябре профильный комитет Сената заслушал доклад, в котором говорилось, что более 766 километров газопроводов нуждаются в замене или ремонте.
Правительство надеется, что значительную часть необходимых средств удастся получить за счет частных инвестиций. В своем выступлении 29 декабря Мирзиёев намекнул на радикальные реформы в энергетическом секторе.
«Мы отменим монополию и внедрим рыночные механизмы в сферу поставки природного газа. Таким образом производители и импортеры получат право продавать, а оптовые потребители — покупать природный газ на бирже. Компания Узтрансгаз будет заниматься только транспортировкой газа», — сказал президент, имея в виду государственную компанию, которая в настоящее время занимается транспортировкой, хранением и продажей газа бытовым потребителям и предприятиям.
Экономист Юлий Юсупов, который открыто критикует медленные, по его словам, темпы реформ, не уверен, справится ли руководство страны с этой задачей.
«Ситуация в энергетическом секторе — наглядный пример того, как № проводятся самые элементарные, жизненно важные реформы, реформы, которые наши соседи по СССР большей частью провели еще в 1990-е гг. А мы пока даже начать их не можем», — написал он в статье, опубликованной на сайте базирующегося в Ташкенте Центра экономического развития.
Примерно в середине января столбик термометра пополз вверх, что сняло остроту проблемы, но ворчание, несомненно, возобновится, когда он в ближайшее время, по прогнозам синоптиков, снова опустится.
Депутат Дониёр Ганиев, возможно, озвучил широко распространенное мнение, когда 11 января потребовал, чтобы все руководство министерства энергетики ушло в отставку.
«В демократических странах после таких кризисов лидеры по собственной инициативе уходят в отставку. Но для этого нужно, чтобы было чувство собственного достоинства», — написал он в своем Telegram-канале.