Громадный электронный квартал Хуачанбэй, расположенный в китайском Шэньчжэне, — это центр, поддерживающий китайские инновации за счет многообразия электронных компонентов и развитой инфраструктуры. Японцы называют этот район китайской версией Акихабара.
Тем не менее, как вы знаете, японский Акихабара постепенно превращается из квартала, где продается электроника и бытовая техника, в район субкультуры, вращающейся вокруг звезд шоу-бизнеса. Аналогичные серьезные изменения происходят также и с китайским Хуачанбэй. В каком направлении движутся инновации Китая, который славится скоростью изменений и многообразием развития? Свежая информация в этой статье.
«Шаньчжай», поддерживавший центр электронной промышленности
В конце 1970-х годов в Китае начали развивать рыночную экономику. Одновременно с иностранными инвестициями появились заводы и зоны промышленного развития. В 1980-е годы происходила модернизация китайской экономики, и на этом фоне в качестве промышленного квартала возник Хуачанбэй, который производил электронные компоненты и связанную продукцию.
Тем не менее в 1990-е годы он лишился своей значимости с точки зрения крупномасштабного производственного района — заводы по производству электроники были перемещены в провинцию Гуандун. В связи с этим этот квартал начали в основном представлять такие компании, как Seg Electronics. Он превратился в район концентрации магазинов по продаже электронных компонентов, деталей и бытовой техники.
В период с 1990-х по 2000-е годы Хуачанбэй стремительно развивался в качестве центра электронной промышленности. По информации портала sznews.com, компании в этом районе росли, как грибы после дождя, и за десять лет арендная плата увеличилась в десять раз.
Этот рост обеспечивал так называемый «шаньчжай» — производство контрафакта и подделок. Из промышленного района Шэньчжэнь хлынули поддельные сотовые телефоны и электронные компоненты. Хуачанбэй стал привлекать к себе внимание всего Китая.
В 1980-е годы в Пекине также возник индустриальный район под названием Чжунгуаньцунь. В нем деловой бум возник благодаря инициативе бывших чиновников и руководства государственных корпораций.
Один из примеров — компания Bytedance, владеющая сервисом TikTok. Также Хуачанбэй является символом частной деятельности.
Привлечение бизнесменов и превращение в центр инноваций
Очередной поворотный момент наступил в 2010-е годы.
Контрафактные товары постепенно исчезали из-за различных ограничений и рыночных изменений, в результате чего по Хуачанбэю, где продавалась поддельная продукция, был нанесен удар. Был даже период, когда около 40% магазинов, расположенных на центральной площади квартала, пустовали.
Находившийся в кризисе Хуачанбэй оказался в центре мирового внимания благодаря единению с китайскими инновациями.
Высокоразвитая инфраструктура и разнообразные электронные компоненты, которыми славился Хуачанбэй, привлекли китайских и иностранных бизнесменов, которых интересовала разработка пробных образцов и тестирование различной продукции. Возможность быстро отправлять новейшие электронные продукты по всему миру, а также условия, при которых детали для смартфонов можно приобрести менее чем за половину цены, привлекали предпринимателей.
Эта волна увлекла за собой не только бизнесменов, но и предприятия, а также университеты. Один за другим начали появляться коллективные офисы с функциями разработки и тестирования, например, SEG Maker и HAX. Бизнес начал получать инвестиции от таких корпораций, как Tencent и Alibaba.
Со всего мира в Шэньчжэнь начали стекаться закупщики и инспекционные группы, чтобы своими глазами увидеть инновации. Я также освещал происходящее в Хуачанбэе в составе кадрового агентства, и хорошо помню, как в этот район приезжали японцы, представляющие различные сферы, — профессора, студенты и бизнесмены.
Хуачанбэй, в свою очередь, также организовывал различные мероприятия: конкурсы для бизнесменов, выставки для роста духа предпринимательства и просвещения.
Уход от производства — серьезное изменение курса
Хуачанбэй постепенно развивался, меняя свою форму и не отставая от времени, однако с 2017 года начали проявляться глобальные изменения — переход от электроники к индустрии красоты.
Хуачанбэй постоянно менял свою сущность — промышленная зона, рынок электроники и, наконец, центр инноваций. В 2017 году, когда, казалось, он находился в авангарде инновационной волны, начали появляться средние и мелкие оптовики, которые перешли от электроники к косметике.
По данным портала Sina за 2020 год, четверть оптовиков электронных компонентов и разработчиков, которые арендовали помещения в 48 зданиях квартала, переключилась с электроники на торговлю косметикой.
Несмотря на возникновение различных модных тенденций, за более чем 30-летниюю историю района он был в основном ориентирован на производство. Тем не менее там начали заниматься абсолютно иной продукцией в виде косметики, и можно сказать, что это стало серьезной этапом развития Хуачанбэй.
Факт ухода от производства коррелирует с последними веяниями китайской экономики в целом.
Один из факторов, поддерживавших электронный рай Хуачанбэй, заключался в производственной сети с центром в Гуандуне. Поставки электронных компонентов являлись частью обширной сети по производству готовой продукции корпорациями, а также деталей малым и средним бизнесом.
Тем не менее производство, поддерживавшее эту сеть, постепенно перемещалось в другие регионы на фоне усовершенствования промышленности, поэтому оно стало дистанцироваться от квартала электроники.
Меняется и его структура, при которой район поддерживал предпринимателей и кадры. Исследования и разработки в Шэньчжэне находятся на высоком уровне, и при этом разнообразные расходы на жизнь в городе также растут.
Поэтому бизнесмены оказались перед лицом необходимости пересмотра стратегии запуска бизнеса в Хуачанбэе. Это затронуло и льготную политику для высококвалифицированных кадров, которую проводит Шэньчжэнь, — в последние годы в основном требуются исследователи и разработчики. Это отличается от того, что было в Хуачанбэе раньше, когда основной акцент делался на производственной сфере.
В какую сторону движется Хуачанбэй?
Кроме того, нельзя игнорировать изменение потребительской структуры. О развитии электронной промышленности в Китае я рассказал в статье «Меняющиеся потребительские тренды Китая».
Бытовая техника, которая раньше предлагалась в Хуачанбэе, теперь все чаще продается через интернет-магазины. В связи с этим оптовикам и магазинам приходится менять стратегию продаж.
В качестве одной из новых сфер продажи продукции все большее внимание привлекает спрос на косметику, которая реализуется через прямые трансляции. Увеличилось количество закупщиков, которые покупали оптом в Хуачанбэе и которые начали заниматься косметическими товарами.
Что касается косметики, то ранее все каналы закупки были монополизированы, однако логистический хаос, возникший весной 2020 года, привел к тому, что выбор стал намного шире. В результате большинство мелких розничных магазинов решило изменить бизнес-модель.
В январе 2021 года Хуачанбэй, планировавший превратиться в бьюти-квартал, неожиданно прославился на весь Китай за счет торговли зарубежной косметикой по неофициальным каналам и через контрабанду. Все подробности пока неизвестны, однако в контрабанде обвиняется 36 человек. СМИ сообщили, что товаров было изъято на сумму около 600 миллионов юаней.
Новости о контрабанде — это не редкость, однако в скандале вокруг Хуачанбэй есть свои особенности.
Предполагается, что большинство контрабандных товаров в Хуачанбэй привезли так называемые «челноки» — люди, которые часто ездят по маршруту Гонконг — Китай и перевозят товары в личном багаже. Шэньчжэнь, где находится Хуачанбэй, граничит с Гонконгом. Эта логистическая сеть поддерживала квартал электроники.
Ранее Хуачанбэй скорее являлся подпольной площадкой, благодаря чему торговля шла весьма бойкими темпами. В 2010-х годах и позже контрафактная продукция практически исчезла, торговля велась в основном по официальным каналам, крупные бренды открыли в этом районе свои фирменные магазины. Можно сказать, что Хуачанбэй стал более «чистым».
Безусловно, противоправные действия неприемлемы, однако, возможно, небольшим компаниям и бизнесменам, которые пользовались выгодами и ресурсами Хуачанбэй, стало сложнее поддерживать свое дело.
Инцидент с контрабандой нанес серьезный удар по Хуачанбэю. После него негативное влияние распространилось на магазины косметики: многие закрылись и покинули этот квартал. Точных цифр нет, однако ущерб был серьезным. Переход на торговлю косметикой не гарантирует успех.
Сравнивая Хуачанбэй и японский квартал Акихабара, профессор Сюнпэйта Тамада (Shyunpeita Tamada), изучающий не только Японию, но и Хуачанбэй с Шэньчжэнем, отмечает: «До Второй мировой войны Акихабара был пустырем. После войны там появились мастерские по ремонту радиоприемников, которые использовали подержанные вакуумные трубки и другие детали, полученные от американских солдат. Это похоже на Шэньчжэнь, где также до не давнего времени продавали детали для смартфонов и ремонтировали их. Затем Акахабара превратился в квартал, где были сконцентрированы магазины бытовой техники, программного обеспечения и игр. Потом в этом районе активизировалась сфера услуг — появился театр AKB48, мэйдо-кафе и другие подобные заведения. Неудивительно, если с ростом зарплат, арендной платы и развитием сетевой торговли в Шэньчжэне появятся аналогичные услуги».
Как же будет меняться громадный квартал электроники Хуачанбэй, сыгравший роль колыбели китайских и шэньчжэнских инноваций, прославившихся на весь мир?