Вашингтон — Америке и Китаю надо сотрудничать в космосе. Хотя США не могут больше считать своё внеземное доминирование чем-то само собой разумеющимся, они по-прежнему остаются лидирующим игроком. Тем временем Китай быстро наращивает свой космический потенциал. Но что самое главное: обеим странам, как и всему остальному миру, будет выгоден набор чётких правил, регулирующих освоение и коммерциализацию космоса.
В 2019 Китай добился исторического достижения, став первой в мире страной, которая посадила зонд на обратной стороне Луны. И он продолжает демонстрировать впечатляющие успехи, новейшим из которых стала миссия «Чанъэ-5» для сбора образцов с поверхности Луны. Бывший президент США Дональд Трампа тоже проявлял активный интерес к космосу, объявив, что Америка снова отправит астронавтов на Луну к 2024 году, и создав Космические силы — новейшее подразделение американской армии.
Следующей стадией конкуренции в космосе станет создание горнорудной базы на Луне. Добыча полезных ископаемых на Луне важна по двум причинам. Во-первых, лёд с лунной поверхности можно превращать в водород и кислород, а также использовать в качестве ракетного топлива, что критически важно для миссий в дальний космос.
Вторая причина намного ближе к дому: лунная поверхность содержит очень ценные редкоземельные металлы, которые используются в современных технологиях, например, в сотовых телефонах, батарейках и военной технике. Сегодня Китай производит примерно 90% всех редкоземельных металлов в мире, что обеспечивает ему значительный рычаг влияния на другие страны, в том числе на США. Получая эти металлы с Луны, страны мира могут снизить свою зависимость от Китая.
Исторически добыча полезных ископаемых и другие претензии на объекты в космосе считались запрещёнными второй статьёй Договора ООН о космосе 1967 года, в которой говорится, что «космическое пространство […] не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на него суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Это соглашение стало результатом сотрудничества между США и СССР, двумя ведущими космическими державами того времени. Несмотря на их соперничество, они смогли установить правила для исследования космоса, предотвратившие его милитаризацию, и — что очень вдохновляет- они считали астронавтов «посланниками человечества». Напряжённая «космическая гонка» продолжалась (как и Холодная война), но с соблюдением общепринятых норм, призванных защитить общее благо.
Этот режим дал трещину после появления в 1979 году Соглашения ООН «О деятельности государств на Луне», целью которого являлось установление контроля международного органа над частными коммерческими претензиям на космические ресурсы. Ни одна крупная держава, осуществлявшая полёты в космос, не ратифицировала это соглашение, поэтому легальность частных претензий на космическое пространство оставалась неясной. Но в 2015 году Конгресс США наделил граждан США правом владеть любыми материалами, которые они добыли в космосе, что открыло двери для коммерческого освоения космоса.
В октябре 2020 года Трамп пошёл даже дальше, инициировав подписание «Соглашений Артемиды» — ряда двухсторонних соглашений между США и Австралией, Канадой, Италией, Японией, Люксембургом, Объединёнными Арабскими Эмиратами и Великобританией, призванных установить принципы дальнейшего гражданского освоения космоса. Утверждается, что эти соглашения подтверждают «Договор ООН о космосе», однако в реальности они расширяют американскую интерпретацию коммерческого космического права, поскольку в них заявляется, что добыча полезных ископаемых «по сути не является национальным присвоением, указанным в Статье II» этого договора.
В этих соглашениях Америка и подписавшие их страны интерпретируют международный договор в двухстороннем порядке (и сомнительным образом), пытаясь определить будущие коммерческие интересы в космосе без многостороннего договора. Однако без международных стандартов государства мира могут оказаться втянуты в гонку без правил ради получения конкурентных преимуществ. Нерегулируемая коммерческая деятельность может стать причиной массы проблем — от загрязнения орбиты, ставящего под угрозу космические полёты, до биологического загрязнения ценных для науки мест.
Кроме того, «соглашения Артемиды» умышленно заключаются в обход ООН, чтобы избежать необходимости включать в них Китай. Тем самым международные космические отношения портятся ровно в тот момент, когда сотрудничество так необходимо для борьбы с общими проблемами. Китай исторически был исключён из международного космического порядка во главе с США. Он не является партнёром в программе «Международной космической станции», а с 2011 года американские правовые нормы ограничивают возможности сотрудничества НАСА с Китаем в космосе.
Если США могли координировать космическую политику с СССР во время Холодной войны, значит сейчас они могут найти способы сотрудничать с Китаем. У этих двух стран, скорее всего, будут сохранятся разногласия по многим вопросам, в том числе по вопросам внешней торговли, кибербезопасности, управления интернетом, демократии и прав человека. Но администрация президента Джо Байдена должна признать, что есть такие сферы, где сотрудничество отвечает важнейшим интересам Америки. Есть очевидный пример — это глобальные угрозы, такие как пандемии и изменение климата; установление норм для коммерческой деятельности в космосе является ещё одним таким примером.
В качестве первого шага новая администрация должна дистанцироваться от соглашений Трампа и вместо этого выбрать новый курс, начав действовать в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Байден сможет частично восстановить глобальную легитимность Америки, работая над созданием многостороннего механизма, согласованного всеми заинтересованными сторонами, что позволит защитить зоны общих интересов и одновременно откроет признанные международным сообществом возможности для коммерции.
Это будет не простая задача, поскольку американо-китайские отношения находятся сегодня на самом низком уровне за многие десятилетия. Но альтернатива мрачна. Без международных механизмов с участием всех стран, имеющих крупные космические программы, Луна может превратиться в новый Дикий Запад. Китай вряд ли станет ответственным партнёром в таком космическом миропорядке, в котором у него не будет подобающего места. Изоляция Китая может даже привести к территориальному столкновению с США за наилучшие площади на южном полюсе Луны, где, как считается, находятся ценные запасы льда.
Когда-то чудо космоса вдохновило конкурирующие державы работать вместе в интересах всего человечества. Благодаря эффективному руководству в США и Китае такое может случиться снова.
Энн-Мари Слотер — бывший директор по планированию политики в Госдепартаменте США (2009-11). Является генеральным директором аналитического центра «Новая Америка», почетным профессором политики и международных отношений Принстонского университета. Автор книги «Незаконченный бизнес: женщины и мужчины работают в семье».
Эмили Лоуренс — сотрудник Аспенской стратегической группы в Аспенском институте.