Новые санкции ЕС не впечатлят президента России Владимира Путина. Более действенным было бы применение совсем других средств против режима.
Есть проблемы посерьезнее, чем лично Владимир Путин, и если ЕС ищет подходящий ответ на насилие против оппозиционеров в России, он должен это учитывать. Более масштабная проблема — то, что стоит за Путиным, а именно, система, которую он создал.
Россия: авторитарный режим с великодержавными фантазиями
Конструкция состоит, с одной стороны, из верных военных, спецслужб, других госслужащих и персонала, наделенного привилегиями. Это не сильно отличается от времен СССР, как и —структурно — от западных стран. Но по другую сторону этой структуры мало что имеется. В этом большое отличие от СССР с его идеей государственного развития и тем более от демократий, у которых при всех их недостатках есть модель ценностей.
Но совсем лишенным идеологии путинский аппарат власти назвать нельзя. Среди широких масс населения отсутствует идея стабильной в долгосрочной перспективе политической системы, дающей шанс на собственное развитие. Но вместо этого мы видим вчерашние великодержавные фантазии, националистические идеи и гендерные восприятия, оставшиеся с царских времен. Этот образ, который насаждается в обществе, назвать «авторитарным» было бы слишком мягко.
Можно смеяться над ним, но игнорировать его нельзя. Тому, кто хочет воздействовать на систему снаружи — а санкции ЕС не преследуют иной цели, — нельзя игнорировать результаты санкций против Москвы с момента начала войны на Украине. Оба фронта усилились как никогда.
Насколько велика вероятность, что новые санкции подтолкнут авторитарный режим к смене курса?
Путинская Россия готова к жестким санкциям лучше, чем в 2014 году
Но просто ждать и смотреть, как крупнейшая страна мира и сосед Европы топчет робкие демократические порывы, тоже не вариант. Перед тем как принять следующие меры против все более авторитарного курса Кремля, ЕС нужно понять собственные ошибки, спрогнозировать ответную реакцию России и начать действовать умнее.
Прошло более шести лет после введения первых санкций против России из-за войны на Украине, и сегодня у Москвы намного больше вариантов ответных действий, чем тогда. Влияние России на востоке Украины все еще велико, Приднестровье на восточной границе Молдавии — стратегически важный конфликтный регион, как и мятежные регионы Южная Осетия и Абхазия рядом с более прозападной Грузией.
Турция — важный партнер для Путина в его действиях против ЕС
Несмотря на соперничество России с Турцией, главы государств Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин едины в своих позициях, когда действуют против ЕС. Война в Сирии и беженцы остались инструментом шантажа автократов против ЕС. А сейчас к ним добавилась и пандемия, которая требует еще более тесного международного сотрудничества.
Путин и его свита при соответствующих обстоятельствах нанесут своей собственной стране и международному сообществу еще больший ущерб, прежде чем сдаться. Насколько привлекательным кажется быстрое введение санкций, настолько же негативным оно может оказаться для всех участников.
Широкие слои населения в России недовольны правлением Путина
Чтобы подготовить более подходящий ответ, стоит проанализировать протесты в России, проходившие в последние годы. Уже в субботу стало ясно, что в этот раз что-то идет иначе: по всей стране люди высказывают свое недовольство режимом. Даже если верить данным Кремля, согласно которым число протестующих было небольшим, протесты распространились по всей стране.
Йенс Зигерт, который до лета 2015 года руководил московским офисом Фонда имени Генриха Бёлля и до сих пор живет в Москве, охарактеризовал настроения следующим образом. «Вовсе не все демонстранты поддерживают Навального, но они разделяют его мнение, что сейчас уже настал момент „С нас хватит!"», — написал он в Твиттере.
И все же наблюдается кое-что важное, отмечает оппозиционный политик Леонид Гозман в «Новой газете»: «Политическое противостояние в стране все более переходит в противостояние моральное, что дополнительно осложняет положение властей и снижает для них коридор возможных реакций.»
Отношения ЕС и России: ответить на режим Путина другими средствами
Чувство «С нас хватит!» в России испытывают больше людей, чем вышло в субботу на улицы, и это чувство намного действеннее, чем санкции против близкого круга Путина или закрытие газопровода «Северный поток — 2». Это чувство можно усилить разными способами. С одной стороны, европейские государства могут оказать давление на западные банки и обеспечить прозрачность частных инвестиций из России в ЕС. Немало приближенных лиц Путина (естественно, до коронавируса) наслаждались жизнью на собственных роскошных виллах на Западе, ездили туда на премиальный шопинг. За этим редко скрываются честно заработанные деньги, и Запад должен задаться вопросом, правильно ли, что такие деньги здесь тратятся.
Еще один вариант косвенного экономического давления на Россию — переманивать квалифицированные кадры. Собственно, речь идет о хищении интеллектуальных кадров. Но это действенно.
Как ЕС вести себя с Россией: мягкие инструменты против системы Путина — на первый взгляд
Морально менее предосудительно и, возможно, более целесообразно было бы предложить молодому поколению другой опыт — безвизовый режим для лиц до 30 лет, обширные школьные и университетские программы обмена, стажировки в организациях ЕС, поддержку культуры и пр. В общем, дать возможность молодежи познакомиться с другими реалиями.
При помощи этих, казалось бы, мягких инструментов можно оказать более эффективное воздействие на Кремль. Это его ахиллесова пята, поэтому он подавляет критически настроенные НПО, которые выведывают тайны режима. Здесь система Путина, построенная только на власти и богатстве, показывает, что против морали в долгосрочной перспективе она бессильна.