Политическая и медийная элиты России без колебаний связали демонстрации, прошедшие в 65 российских городах против власти Кремля и в поддержку российского оппозиционера Алексея Навального, с приходом к власти в США Демократической партии. Министерство иностранных дел России обвинило посольство США в Москве в подстрекательстве к беспорядкам. Посла США в Москве Джона Салливана вызвали в российское дипведомство, чтобы выразить решительный протест в связи с прямым вмешательством посольства во внутренние дела страны. На практике российские обвинения в адрес Вашингтона нельзя отделить от характера будущих отношений между Белым домом и Кремлем, поскольку последний обеспокоен политической доктриной нового резидента Белого дома, который может ухватиться за «остатки» холодной войны и снова возвести Россию в ранг главного врага Соединенных Штатов.
После окончания холодной войны администрации Клинтона и Буша-младшего придерживались выбранной стратегии в отношениях с Москвой, а американская политическая элита, как республиканцы, так и демократы, продолжали противостоять российской угрозе, используя ту же стратегию, что ранее против советской угрозы. Но «политика отступления», проводимая бывшим президентом США Бараком Обамой, побудила Москву к действиям, чтобы заполнить вакуум на международной арене. Кремль нашел подходящую возможность восстановить престиж России как великого государства и сферу влияния времен Советского Союза. Евразийские амбиции России расширились с приходом к власти в США администрации Дональда Трампа. Москва поспешила восстановить свои позиции в Европе, воспользовавшись охлаждением стратегических отношений между США и НАТО и ухудшением отношений между администрацией Трампа и европейцами.
Кремль прекрасно понимает, что в ближайшие годы ему предстоит столкнуться с администрацией США, стратегия которой отличается не только от стратегии предыдущих 12 лет, но и даже от стратегии Клинтона и Буша-младшего. Он готовится иметь дело с американским президентом, чье поведение и манеры близки к периоду холодной войны. Москва уверена, что Байден не менял свое представление о России с тех пор, как он впервые посетил страну в 70-х годах прошлого века и встретился с представителями высшего советского руководства, включая Андрея Громыко. И даже когда он в 2011 году посетил Москву и встретился с президентом России Владимиром Путиным, внешнеполитическая доктрина Демократической партии была ясна. Байден настойчиво демонстрировал, что представляет страну-победительницу холодной войны, которая имеет право навязывать миру свою гегемонию. Во время его последнего визита в Россию было отмечено отсутствие химии между двумя лидерами, а конце встречи Байден даже сказал Путину: «Я смотрю вам в глаза и думаю, что у вас нет души».
Нет никаких сомнений в том, что прохладные отношения Путина и Байдена повлияют на отношения между двумя странами, но вряд ли дойдет до открытого противостояния. Вашингтон попытается навязать Москве свои условия, противостоять ее экспансионистским амбициям и усилить свое присутствие на европейских границах в Белоруссии и Украине. Со своей стороны, русские готовятся к конфронтации с министром иностранных дел США Энтони Блинкеном, который ранее призывал вооружить Киев, чтобы он смог противостоять сепаратистам на востоке Украины, поддерживаемых Москвой, и для расширения роли НАТО в странах Восточной Европы и Балтии. Москва, вероятно, будет вести консервативную внешнюю политику, которая вернет напряженность между двумя странами, особенно в Сирии. Напомним, что Блинкен использовал термин «холокост» для описания событий в Сирии. Он занял жесткую позицию в отношении сирийского режима и обвинил Москву и Тегеран в сокрытии своих преступлений против сирийского народа.
В 2018 году Джо Байден опубликовал в журнале Foreign Affairs статью под названием «Как приструнить Кремль и защитить демократию от врагов», в которой он призвал к ужесточению санкций в отношении России, усилению военной мощи НАТО, поддержке демократии, защите права суверенных государств «самим выбирать своих союзников», но не сказал, что у любой силы есть «сфера интересов». В контексте конфликта интересов вполне вероятно, что администрация Байдена в сотрудничестве с американскими органами власти, в том числе Сенатом, будет проводить жесткую политику в отношении Москвы. Она будет давить на правовое регулирование оппозиции и прав человека, наказывать Москву за то, что диктаторский режим выступает против своего народа, а также планирует организовать геополитическую блокаду страны.
Таким образом, возможности прорыва в отношениях между двумя странами уменьшаются из-за законных опасений Москвы касательно планов США, направленных на подрыв российского режима в ближайшие годы, как стратегической необходимости в рамках подготовки Запада к противостоянию Китаю.