Одно из главных преимуществ изоляции в связи с коронавирусом состоит в том, что появляется возможность прочитать множество книг. Я прочитал или перечитал все прекрасные книги Хакона Нессера (Hakon Nesser) о заместителе комиссара по уголовным делам Барбаротти из Кюмлинге, вымышленного городка на юго-западе Швеции. Это детективы, но они заставляют задуматься, и в них много житейской мудрости. Последняя книга о Барбаротти вышла в прошлом году. Ее действие разворачивается на Готланде и Форё, и это одна из тех книг, которые заканчиваешь со вздохом. За что же взяться теперь?
И вот как раз в этот удачный момент вышла книга издательства DJØF под названием «Россия как военная сверхдержава» (Rusland som militær stormagt). Звучит до невозможности скучно? На самом деле это не так, могу вас заверить. И только что прочитав столько о Готланде, я особенно поразился тому, что в реальности происходит совсем близко от нас. Эта книга захватывает и заставляет задуматься не меньше, чем детективы Нессера.
Книгу написали несколько исследователей, связанных с Академией обороны, и в ней много нового для читателя вроде меня, который вообще-то считает, что внимательно следит за этой темой. Хорошо известно, что Россия оторвала немало ресурсов от своей страдающей экономики, чтобы усилить и реформировать вооруженные силы, показавшие себя весьма посредственно чуть более десяти лет назад во время войны с Грузией. Но дело зашло еще дальше, чем я думал, и, если смотреть на все в едином контексте, можно распознать в действиях россиян упорное желание исправить ошибки прошлого.
Все 20 с лишним лет, что Путин правит Россией, страна стремится вернуть себе статус военной сверхдержавы. И во многом ей это удалось. У нее есть слабые места, но они компенсируются мощью в других областях. Например, ее военно-морские силы не подходят для крупных операций в мировом океане, но зато подводные лодки современны и мощны.
Военно-воздушные силы тоже были модернизированы, не в последнюю очередь противовоздушная оборона. В ближнем зарубежье они теперь могут огрызаться и провоцировать — и это чувствуется на Готланде и Борнхольме. Эти два острова очень важны, чтобы контролировать доступ в Балтийское море и к большим российским базам в Калининграде и Санкт-Петербурге.
А на суше мы сталкиваемся с обновленной и хорошо обученной армией, которая смогла по большому счету без единого выстрела завоевать Крым. Это было сделано прежде, чем окружающий мир и Украина успели среагировать, и в том числе при использовании невоенных средств, характерных для того, что мы называем «гибридной войной», — пропаганды, дезинформации, кибератак, ввода военных без опознавательных знаков и так далее. Потом мы наблюдали то же самое в Сирии.
Частные военные фирмы
Вот почему очень интересна глава о деятельности «частных военных фирм», чье существование отрицают, хотя они при этом постоянно выполняют разные задачи. С другой стороны, это привело к тому, что, когда американцы сокрушили ведущих большое наступление российских солдат, Россия не могла дать сдачи, доведя напряжение до большой войны. Ведь она отрицала существование этих наемных военных…
Соседи в нашей части Европы, конечно, отреагировали с тревогой на мощное наращивание вооружений в России. Члены НАТО начали сплоченно действовать, разместив силы в странах Прибалтики и Польше. Швеция и Финляндия вооружаются. Швеция вернула военных на остров Готланд. А Дания, которая отстает от всех остальных в регионе, усилила оборону Борнхольма.
Но лучше всего интересы Дании можно защитить, если на постоянной основе сотрудничать с другими европейскими странами и Североатлантическим альянсом, и именно такой вывод делается в книге. Кажется, он очень прост и очевиден. Но тем не менее мы постоянно наблюдаем попытки добиться выхода Дании из ЕС.
Диалог — и сильная оборона
Все стороны заинтересованы в снижении нынешнего высокого уровня напряженности. И очень тревожно в связи с этим читать, что на протяжении всей истории правители России пытались смягчить внутренние проблемы страны, начиная военные действия против соседей. А ведь сейчас мы как раз видим большие народные демонстрации против путинского режима. Это по-настоящему страшно.
По мнению Путина, США и их союзники пытаются подпитывать «народные движения», которые он так глубоко презирает. Он считает, что все «цветные» и «цветочные» революции происходят в основном из-за американского вмешательства. И нападения на Грузию и Украину были спровоцированы этой паранойей.
Таким образом, мы должны идти нелегким путем баланса между диалогом и защитой собственных ценностей. И обеспечить себе достаточную оборону, чтобы агрессор лишний раз задумался, прежде чем напасть.