Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

El País (Испания): с восьми лет она была рабыней в богатом доме в Бразилии XXI века

© AP Photo / Mark BakerФилиппинская горничная в Куала-Лумпуре, Малайзия
Филиппинская горничная в Куала-Лумпуре, Малайзия - ИноСМИ, 1920, 31.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мадалена Гордиано работала горничной в течение сорока лет без зарплаты и выходных. Это яркий пример расизма, отражающий наследие веков рабства, пишет автор, подчеркивая, что случай с горничной-рабыней вызвал потрясение в Бразилии.

Мадалене Гордиано (Madalena Gordiano) было восемь лет, когда она постучалась в двери, чтобы попросить еды. Темнокожую девочку, у которой была сестра-близнец и ещё восемь братьев, пригласили войти. Хозяйка дома, белокожая преподавательница, пообещала удочерить её. Мать девочки согласилась. Однако никто её не удочерил и в школу она уже больше не вернулась. Готовить, стирать, чистить ванные комнаты, протирать пыль, приводить в порядок дом семьи Марии дас Грасас Милагрес Ригейра (Maria das Graças Milagres Rigueira) стало её ежедневным занятием на последующие сорок лет. Жертва расистской эксплуатации, она была рабыней XXI века в квартире обеспеченной семьи в многоквартирном доме в штате Минас-Жерайс. По данным прокуроров, занимающихся этим делом, ей никогда не платили и не давали выходных. Гордиано спасли 27 ноября прошлого года, на тот момент ей было уже 46 лет, у неё были очень короткие волосы и трудности с выражением своих мыслей. 

«Я хотела есть и пошла попросить хлеба, но она сказала, что не даст мне его, если я не останусь с ней», — говорит жертва в интервью программе «Fantástico», посвященной расследованиям. Эта программа является самой популярной на бразильском телевидении, именно там накануне Рождества и рассказали об этом случае. Интернет-сайт UOL раскрывает дополнительные извращенные детали истории. 

Ад, который пережила эта горничная, — яркий пример наследия, которое оставили после себя три века рабства в Бразилии. Страна была основным направлением работорговли, там всего 130 лет назад освободили рабочую силу, вывезенную из Африки. Произошло это позже, чем в остальных американских странах. Последние бразильские кормилицы встречались поколение назад, хотя темнокожие женщины до сих пор часто работают горничными.

Та респектабельная на вид семья, известная своими традиционными ценностями, не просто пользовалась трудом Гордиано, они превратили её в источник дохода. Семья Милагрес Ригейра заставила девушку, когда ей было около двадцати лет, выйти замуж за одного пожилого родственника. Ему было уже 78 лет. Раньше он состоял на военной службе, поэтому получал пенсию военного пенсионера, она одна из лучших в Бразилии. Как участник Второй мировой войны ежемесячно он получал более восьми тысяч реалов (1300 евро), эту пенсию и унаследовала жена, с которой он никогда не жил. Официально деньги принадлежали Гордиано, но она не получила даже малой доли. Хозяева забрали всё себе.

По информации сайта UOL, деньги не получавшей зарплаты горничной пошли на оплату обучения медицинскому делу дочери семьи Милагрес Ригейра. В другом случае, напрямую отражающем отношение хозяев к рабам, Гордиано передали сыну Милагрес Ригейра, преподавателю ветеринарии Далтону Милагрес Ригейра (Милагрес Ригейра). Во времена рабства рабов часто дарили детям на свадьбы или передавали по завещанию со всем прочим имуществом. Часто рабы становились самой ценной частью наследства. 

Историк Клаудиелле Паван (Claudielle Pavão) считает, что «этот случай — яркое проявление структурного расизма, который очень поучительным образом демонстрирует, что из себя представляют белые Бразилии, сформированные рабской системой». По её мнению, «многие скажут, что принять маленькую девочку, чтобы она выполняла домашнюю работу в обмен на еду и постель, — это лучше, чем оставить её на улице. Этот социальный договор стал уже настолько нормальным, что люди не считают его оскорбительным».

Журналистское расследование установило, что сестра-близнец Мадалены по имени Филомена также была горничной в доме другой ветви этой же семьи. Девушка получала зарплату и через десять лет ушла от хозяев.

После отмены рабства власти Бразилии привлекали европейскую рабочую силу, предлагая им земли и другие преимущества. Согласно заявлениям, целью было добавить в общество больше белых. Между тем недавно освобожденные рабы остались на произвол судьбы без какой-либо общественной помощи, подчеркивает историк Паван. Глубоко укоренившееся неравенство, сохранившееся в Бразилии и в 2021 году, проистекает из тех жестоких веков.

Черные и метисы беднее, чем их белые соотечественники, они составляют 56% населения. Однако, по данным агентства Lupa, при этом 75% убитых, 64% безработных, 60% заключенных, 15% судей и 1% получивших награду актеров — это черные и метисы. Их семьи зарабатывают вдвое меньше, чем белые, ожидаемая продолжительность жизни также ниже.

Случай с горничной-рабыней вызвал потрясение в Бразилии. Аналогичная реакция последовала, когда месяц назад двое белых охранников насмерть забили дубинками чернокожего клиента у дверей супермаркета. 

Горничную-рабыню власти обнаружили в доме, который преподаватель ветеринарии делил со своей женой в штате Минас-Жерайс, город Патос-ди-Минас, население которого составляет 100 тысяч человек. 

Гордиано спала в маленькой комнате без окна. У неё не было ни телефона, ни телевизора. Три футболки были её единственной собственностью. Её единственным утешением было послушать мессу в католической церкви, где никто, очевидно, не подозревал о том аде, в котором она жила. Спасли её по сообщению одного из соседей по многоквартирному дому, где она жила. Разговаривать с ними Гордиано было запрещено, но они узнали о её страданиях, потому что она подсовывала им под дверь записки, написанные дрожащим подчерком. В них она просила деньги, чтобы купить мыло и прочие гигиенические принадлежности.

Далтона Милагрес Ригейра и его мать Марию де Грасас обвинили в содержании жертвы в условиях, аналогичных рабству. На допросе Далтон Милагрес Ригейра объяснял, что Гордиано была членом семьи. «Я не поощрял её обучение, так как не считал, что это пойдет её на пользу», — такие его слова приводит «Fantástico». Университет, в котором он работал, уволил его. Адвокат семьи считает, что «обнародование дела прокуратурой было преждевременным и безответственным шагом», пока не вынесен приговор. Он призывает «провести внимательный анализ в этот момент христианского братания». За последние 25 лет спасли более 55 тысяч бразильцев, трудившихся в условиях, аналогичных рабству, в том числе в прошлом году спасли 14 горничных. 

Горничные, большая часть из которых темнокожие, — центральная фигура в бразильском обществе. Официальное признание их трудовых прав стало огромной победой для миллионов прачек, гладильщиц, нянек, кухарок, садовников и частных водителей. Однако оно же вызвало негодование некоторых работодателей. Классовое разделение на бытовом уровне заметно, иногда оно выражается и словами. «Все едут в Диснейленд, и горничная тоже едет в Диснейленд, огромный праздник. Лучше бы они ехали на северо-восток страны, там много отличных пляжей», — заявил несколько месяцев назад министр экономики Паулу Гедес (Paulo Guedes), радуясь росту курса доллара. 

Несколько лет назад власти начинали сомневаться в законности получения Гордиано пенсии вдовы, но за отсутствием доказательств дело было отправлено в архив. А ведь это была возможность спасти её.

Одно из первых известных в Бразилии писем раба о жестоком обращении написала Эсперанса Гарсия (Esperança Garcia) в 1770 году, адресовано оно было губернатору штата Пиауи. Письмо было написано аккуратным почерком, грамоте её незаконно научили монахи-иезуиты. Она является одной из недавно спасенных исторических личностей. Гарсия протестовала против физического насилия и просила, чтобы ей позволили воссоединиться с мужем и крестить дочь. Считается, что ей это удалось.

Заточение Гордиано окончилось благодаря неизвестному соседу. Это позволило ей встретить Рождество в приюте для женщин, ожидая встречи, когда позволит пандемия, с кем-то из сестер и братьев, с которыми сорок лет назад она просила хлеб.