Несмотря на эйфорию, Алексей Навальный вряд ли станет катализатором «смены режима» в России.
России уже хватило внутренних и внешних потрясений в 2020 году: пандемия нового коронавируса, последовавший за ней спад экономики, неоднозначный арест губернатора области, события в Белоруссии, Киргизии, Молдавии и Нагорном Карабахе. Но 2021 год сосредоточил наше внимание на еще одном тревожном событии предыдущего года — невзгодах антипутинского активиста Алексея Навального, в связи с которыми до сих пор остается много вопросов без ответов.
Европейские санкции, сага
Эта сага началась 20 августа прошлого года, когда господин Навальный заболел во время перелета в Москву. Его рейс был вынужден совершить экстренную посадку в Омске, где господина Навального госпитализировали и лечили. По просьбе его жены его перевезли в Германию, где он завершил лечение и чудесным образом выздоровел, как оказалось, от почти смертельного отравления.
Между тем, правительство Германии сочло, что обладает достаточным количеством доказательств, чтобы предъявить российским службам безопасности обвинения в отравлении господина Навального. Немцы заявляют, что покушение было совершено при помощи ныне уже печально известного яда «Новичок», в связи с чем Европейским союзом были введены санкции в отношении шести российских чиновников, в том числе главы национальной службы безопасности ФСБ и Научно-исследовательского института органической химии и технологии. Россия все обвинения отрицает. Однако российским властям все еще предстоит ответить на множество вопросов в связи с отравлением.
Последним эпизодом этой истории стало задержание господина Навального по приезду из Берлина (17 января 2021 года) и прокатившиеся вслед за этим общественные протесты в субботу (23 января). Господину Навальному, среди прочего, вменяется старое дело, в связи с которым он получил условный срок, а также новое — о мошенническом использовании общественных денег. Господин Навальный все обвинения отрицает.
Нынешние протесты
Протесты с требованием освобождения Навального, хотя и не самые многочисленные из имевших место в России, были широкомасштабны, охватив все крупнейшие города, от Тихоокеанского побережья до берегов Балтийского моря, в результате были задержаны и отпущены на свободу около трех тысяч человек.
Подлинным отличием на этот раз стало то, что в преимущественно мирных протестах принимали участие люди из разных социальных слоев и возрастных групп. Как правило, демонстрации, связанные с Навальным, привлекают преимущественно молодежь (15-25 лет).
Политические мишени
До отравления господин Навальный был маргинальным политическим деятелем, известным главным образом благодаря своей деятельности в Москве. Его политическая карьера началась с членства в либеральной оппозиционной партии «Яблоко» в начале 2000-х годов. Впоследствии он вышел из ее состава, сформировав собственную националистическую группу. Его антикоррупционные кампании начались в конце первого десятилетия 2000-х, когда он, будучи владельцем акций крупных компаний, таких как «Роснефть» и «Газпром», пытался добиться прозрачности относительно их финансовых операций.
Вслед за этим он выпустил несколько разоблачений о ключевых фигурах российской элиты. Наиболее видные из них являются правительственными чиновниками (Игорь Шувалов, Александр Бастрыкин, Виктор Золотов) и олигархами (Виктор Вексельберг, Роман Абрамович и Алишер Усманов). Все они обвинения отрицали. Последующие расследования Навального касались Дмитрия Медведева, бывшего президента и премьер-министра. Последнее, набравшее огромное количество просмотров расследование сосредоточено вокруг президента России Владимира Путина, хотя обвинения относительно того, что он владеет роскошным дворцом на юге России, построенным на государственные средства, не новы и уже отрицались.
Ранее, господин Навальный вел активную деятельность преимущественно в интернете, участвовал в спорадических уличных протестах и предвыборной кампании на пост мэра Москвы. Некоторые аналитики высказывали предположения, что элиты используют господина Навального как инструмент в своей внутренней борьбе. Этому нетрудно поверить, потому что часть информации, используемой господином Навальным в его антикоррупционных кампаниях, было бы трудно, едва ли не невозможно, найти в публично доступных источниках. Подобные сведения должны были быть получены не просто от инсайдера, а от высокопоставленного человека внутри системы.
Расхождение в мнениях
Антирежимные протесты ожидаемо вызвали у аналитиков разные реакции. Некоторые полагают, что они являются началом серьезных шагов к смене режима, в то время как другие называют их бурей в стакане. Удивительно, что самый проправительственный телеведущий Дмитрий Киселев решил сравнить возвращение господина Навального из Германии со ставшим предвестием Октябрьской революции аналогичным путешествием в бронепоезде в 1917 году лидера большевиков (Владимира Ильича Ульянова) Ленина.
Чем бы ни руководствовался господин Киселев, господин Навальный — не Ленин, даже если протесты за его освобождение продолжаются. Очевидно, что сейчас у господина Навального будет более значительная роль в российской политике, и, вероятно, он будет обласкан вниманием западных СМИ — хотя московские корреспонденты западных изданий не испытывают особого энтузиазма и настороженно относятся к господину Навальному и его будущей роли.
Подковерная борьба элит
Господин Навальный, невзирая на эйфорию в данный момент, вряд ли станет катализатором, который приведет к «смене режима» в России. Его националистическая платформа не способна на данный момент прийтись по вкусу всем прослойкам российского общества или сплотить вокруг себя политическую оппозицию. Он просто несопоставим по масштабам с господином Путиным и некоторыми другими лидерами, но мог бы — на данный момент — стать громоотводом для тех, что недоволен политикой режима.
Даже если Индия вряд ли ждет, затаив дыхание, «смены режима» в России, важно понимать, что бой с тенью с использованием господина Навального говорит о серьезной подковерной борьбе среди российской элиты. Исторически в России, за исключением одного раза, перемены начинаются в высших эшелонах власти.
Нандан Унникришнан — заслуженный доцент Исследовательского фонда «Обсервер» (Observer Research Foundation).