Престижный британский медицинский журнал «Ланцет» опубликовал результаты испытаний, которые свидетельствуют, что эффективность российской вакцины «Спутник V» составляет 91,6%. Таким образом она лишь незначительно уступает вакцинам компаний «Пфайзер» (95%) и «Модерна», а одновременно превосходит препарат фирмы «АстраЗенека», который продемонстрировал эффективность на уровне 70%. Следует ли Польше рассмотреть возможность закупки российской вакцины?
Чуть меньше двух недель назад Венгрия решила зарегистрировать, а вслед за этим и купить российскую вакцину от коронавируса. Отвечающий в Польше за прививочную кампанию глава канцелярии правительства Михал Дворчик (Michał Dworczyk) утверждает, что европейское право не позволяет этого сделать. Отвечая на вопрос, ведет ли польское руководство какие-либо переговоры (или анализирует ли хотя бы возможность приобретения российской вакцины), он отрезал, что оно этим не занимается. «Нас ограничивает и сдерживает объем поставок в Польшу. В рамках соглашения Европейской комиссии мы присоединились к механизму солидарного приобретения вакцин. У нас нет возможности получить дополнительные дозы за рамками этого механизма», — добавил Дворчик.
Это, однако, не так. С одной стороны, официальный представитель Еврокомиссии Стефан Де Кеерсмакер (Stefan De Keersmaecker) заявил, правда, что «вести параллельные переговоры с производителями вакцин, с которыми мы уже заключили или собираемся заключить договоры, запрещено». С другой стороны, он же уточнил, что «страны-члены могут, если они этого хотят, начать переговоры и даже подписать контракты с производителями вакцин, которых не включает европейская стратегия вакцинации». Иными словами, европейские процедуры не запрещают закупать российскую вакцину, есть только одно ограничение: если ее зарегистрирует не Европейское агентство лекарственных средств, а конкретное государство, она сможет использоваться лишь на его территории.
Россия должна поставить в Венгрию два миллиона доз «Спутника», это означает, что венгры смогут привить миллион граждан (для вакцинации требуется ввести две дозы), то есть чуть более 10% взрослого населения. Из слов главы венгерской дипломатии следует, что Москва передаст весь заказ в течении трех месяцев после поставки первой партии (когда ее осуществят, пока неизвестно). Венгрия — член НАТО и ЕС, поэтому для России эта операция будет носить имиджевый характер. Можно предположить, что договор с Будапештом получит приоритетный статус, а вакцины ему поставят быстрее, чем даже в российскую провинцию.
Положение Венгрии Виктора Орбана и Польши (вне зависимости от того, какая партия находится у нас у власти) принципиальным образом отличается. Варшава, все больше опасающаяся реваншистской России, добивается наращивания американского военного присутствия на польской территории. Венгрия в то же самое время крутит с Кремлем политический роман. Будапешт не только не старается отказаться от импорта российских энергоресурсов, но и подписывает новые договоры на поставки газа, так что он даже в будущем будет зависеть от сырья, которое продает ему Газпром. Правительство Виктора Орбана также решило при помощи Росатома построить дополнительные энергоблоки на АЭС «Пакш». При этом расходы будут покрываться за счет российского кредита.
Венгерская политика в отношении Москвы не ограничивается исключительно сферой энергетики, доказательством чего служат активные политические контакты. Венгрия была одной из первых стран Евросоюза, пригласившей Владимира Путина приехать с визитом после аннексии Крыма и развязывания войны в Донбассе. Российский президент побывал в Будапеште в 2015, а затем в 2017 и 2019 годах. Венгры, правда, не наложили вето на санкции в отношении России, но они были в числе тех, кто высказывался на их счет наиболее критически. На руку Москве играло также становящееся порой демонстративным обострение отношений Будапешта с Киевом. Кульминацией эскалации стало блокирование сотрудничества Украины с НАТО и ЕС.
Польские отношения с Москвой по очевидным причинам (география и история) выглядят совершенно иначе. Россия представляет для Польши опасность, но не представляет ее для Венгрии. Однако возможная закупка российских вакцин — это лишь закупка вакцин, и ничего больше. Она не будет означать для нас отказа от членства в Альянсе или от наращивания американского присутствия. Кремль, в свою очередь, тоже ни на йоту не изменит политику в отношении Варшавы. То, что наши отношения останутся плохими, очевидно. Интересы Польши и России настолько расходятся, что сложно было бы ожидать чего-то другого. Дело, однако, в том, что как американская вакцина не содержит чипов, позволяющих управлять мозгами людей (Джорджу Соросу или масонам), так не содержит их и российская. Владимир Путин не сможет с ее помощью влиять на умы поляков. Не стоит ли нам в таком случае вслед за Венгрией подумать о ее закупке?
Скорее всего, этого не произойдет, поскольку представители партии «Право и справедливость» (PiS) и оппозиция уже давно называют друг друга «русскими агентами» (причем используя имеющее в польском языке уничижительную окраску слово «ruski», а не нейтральное «rosyjski»). Доказательством работы на Россию первые называют польско-российскую перезагрузку, а вторые — всю стратегию внешней политики в целом. Легко вообразить, что произойдет, если правительство решит купить «Спутник V». Радикальные фракции в «Праве и справедливости», а также оппозиция начнут говорить, что правительство разворачивается на Восток или даже состоит из «русских агентов».
В первую очередь начнут звучать сомнения в безопасности российской вакцины. Между тем помимо Венгрии ее зарегистрировали у себя уже больше десяти стран, в том числе развитых. Среди них есть Бразилия, Аргентина и Объединенные Арабские Эмираты, причем ОАЭ самостоятельно провели на своей территории третью фазу клинических испытаний. В Бразилии 15 января начали производство российской вакцины по лицензии.
Тень на «Спутник» бросает то, что Кремль заявил о его готовности в тот момент, когда испытания еще продолжались. В любом случае Россия, несомненно, располагает необходимыми для разработки вакцины технологиями. Специфическим доказательством этого служит то, что раз она обладает технологиями для производства боевых отравляющих веществ (таких, как, например, знаменитый «Новичок») и антидотов против них, то она тем более способна выпустить вакцину, ведь в технологическом плане сделать это проще.
Если, однако, заглянуть в социальные сети, можно обнаружить, что такой элементарной правды многие поляки не понимают. Подавляющее большинство комментариев пропитано едва скрываемым презрением. Комментирующие убеждены, что Россия — отсталая страна, которая не способна разработать эффективную вакцину от коронавируса. У них получается, что Владимир Путин — безумец, заставляющий собственный народ прививаться непроверенным препаратом. Сходство этих тезисов с самыми абсурдными теориями антипрививочников поразительно. Люди не гнушаются к ним обращаться, когда речь идет о «русской вакцине».
Разумеется, Россия — агрессивное, империалистическое, реваншистское государство, которое представляет для Польши потенциальную опасность, но это не меняет того факта, что у нее вакцина есть, а о польской никто не слышал. Если бы Польша решила купить «Спутник», Кремль оказался бы в сложном положении. Отказать ей, одновременно охотно продавая препарат всем желающим, значит продемонстрировать полонофобию, а Россия сама обвиняет поляков в русофобии и враждебности. Скорее всего, россияне согласились бы на поставки, возможно, даже поступившись собственными потребностями. Заказ от заклятого врага, каким традиционно выступает Варшава, Москва сочтет пропагандистской победой. Для Польши, однако, это не обернется поражением: «Спутник V» не исключит нас из НАТО и ЕС, а снижение градуса нашей русофобии пойдет нам лишь на пользу и поможет на международной площадке. Наши союзники по НАТО и ЕС нередко игнорируют наши предостережения, считая, что они продиктованы враждебностью в отношении России и россиян. А в первую очередь нам бы удалось ускорить процесс вакцинации и спасти какое-то количество людей.