В октябре 1957 года мир затаил дыхание. СССР удалось запустить первый искусственный спутник Земли. Москва показала, что она теперь способна запускать и ядерные ракеты на американский континент. Страх, охвативший Европу и США, вошел в историю как «Спутниковый кризис».
С тех пор в технической сфере Россия, пожалуй, ничем не могла удивить Запад. Только рано вышедшая на рынок вакцина от коронавируса показала: возможно, Россия все же не просто «Верхняя Вольта с ядерными ракетами» (Гельмут Шмидт).
К тому же вакцина оказалась высокоэффективной, как следует из первых западных исследований. Поэтому логично, что Кремль назвал эту ценную жидкость «Спутником V». Название вакцины не только свидетельствует о стремлении к новому величию, но и используется, как и «Спутник» 1957 года, в пропагандистских целях.
Российский президент Владимир Путин во внутренней политике оказался в сложном положении. Из-за Алексея Навального он больше не может распространять сплошной обман, будто в его системе все происходит честно и в правовых рамках. Но предложение еще до появления других вакцин использовать «Спутник V» на Балканах, в Венгрии и Турции и даже начать его производство в немецкой земле Саксония-Анхальт обеспечивает его стране имиджевые преимущества, которыми он может воспользоваться и в политике.
Наблюдать за Путиным вообще увлекательно. Ни у одного другого лидера сейчас не наблюдается макиавеллизм в чистом виде. Путин — словно машина по производству власти, закреплению власти и расширению власти. Холодный, как камень зимой, он просчитывает все внутри- и внешнеполитические варианты и пользуется любой возможностью подчеркнуть превосходство собственной системы.
При этом он упускает из виду то, что в свое время упустил и Никита Хрущев в 1957 году: открытое общество всегда находится в некотором беспорядке. Оно может казаться слабым, что радует авторитарных людей. Но в этом заключается его сила — а также внутренний конфликт. Тому, кто рассматривает его как болезнь и старается подавить, рано или поздно придется бороться с теми же последствиями, с какими сталкивается человек при преодолении душевных конфликтов. Утратить безопасность рискует не тот, кто говорит о конфликте, а тот, кто старается его замалчивать. Россия должна была понять это еще в 1989 году.
Данные о российской вакцине «Спутник V» теперь опубликованы и в известном медицинском журнале The Lancet. Эффективность вакцины составляет 91,6%, сообщило издание во вторник. Результаты совпадают с информацией об эффективности вакцины, опубликованные Россией в ноябре на ранней стадии испытаний. Ученые заявили, что результаты свидетельствуют о наличии еще одного действенного инструмента в борьбе с пандемией коронавируса. Они в определенной степени оправдывают решение Москвы начать использовать вакцину еще до появления окончательных данных о ней.
«Разработку „Спутника V" критиковали из-за невиданной спешки, сокращений и недостаточной прозрачности, — объясняют вирусолог Ян Джонс из Университета Ридинг и Полли Рой из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, которые не принимали участия в исследовании. — Но представленный здесь результат однозначен. Теперь к борьбе с covid-19 может подключиться еще одна вакцина».
На Россию обрушилось столько критики, поскольку вакцина была зарегистрирована в стране еще в августе, хотя решающая третья стадия испытаний на тот момент даже не началась. Тем временем ряд стран по всему миру, в том числе Аргентина, Венгрия и ОАЭ, выдали разрешение на применение данной вакцины. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), финансировавший исследование, подал заявку на получение разрешения на использование вакцины в Европейское агентство лекарственных средств (EMA).
Опубликованные в журнале The Lancet данные, проверенные независимыми экспертами, основываются на промежуточной экспертизе решающей третьей стадии испытаний с участием порядка 20 тысяч человек. Из них три четверти получили вакцину и одна четверть — плацебо. В группе участников, получивших вакцину, были зафиксированы 16 случаев инфицирования коронавирусом, среди добровольцев, которые получили плацебо, — 62 случая.
Россия еще в ноябре сообщила, что эффективность вакцины составляет 92%. Она основывалась на данных 16 тысяч участников, принявших две дозы вакцины. Промежуточный анализ был проведен, после того как 20 участников заразились. Исследование препарата, разработанного Институтом имени Гамалеи в Москве, еще продолжается, охват должен составить 40 тысяч участников.
Согласно информации The Lancet, эффективность вакцины и в группе с более 2,1 тысячи человек старше 60 лет составила почти 92%.