Что это за история?
Это была гонка, в которой Кремль очень хотел победить.
Международные усилия по поиску и разработке эффективной вакцины против коронавируса были не просто вопросом жизни и смерти для стран-участниц — это был вопрос национальной гордости.
Опубликованные вчера промежуточные данные испытаний показали, что эффективность российской вакцины под названием «Спутник V», вводимой двумя дозами при симптомах коронавируса Ковид-19, составляет почти 92%, что означает, что она соответствует многим вакцинам, созданным на Западе.
Согласно данным третьего этапа испытаний, представленным Национальным исследовательским центром имени Гамалеи, разработавшим вакцину в Москве, побочные эффекты вакцины, которую получили 20 тысяч участников испытаний, незначительны, либо отсутствуют вообще.
Принцип действия российской вакцины такой же, как и вакцины, разработанной совместно лабораторией Оксфордского университета и компанией «АстраЗенека» (AstraZeneca): генетический материал Covid-19 помещается в безвредный аденовирус, а затем вводится пациенту.
Так называемые «вакцины на основе вирусного вектора» проще хранить и дешевле производить, благодаря чему они удобнее вакцин на основе «спайковых белков», которые предлагают компании «Пфайзер» (Pfizer) и «Модерна» (Moderna).
Для российских властей очевидная безопасность вакцины «Спутник» не только свидетельствует о победе государственной системы здравоохранения, но и позволяет вздохнуть с облегчением, поскольку соответствующие органы начали распространять вакцину еще до публикации результатов испытаний.
Вакцину уже получили более 1,5 миллиона человек, в том числе московский корреспондент издания «Телеграф» (The Telegraph) Наталья Васильева.
Похоже, это рискованное предприятие дало свои плоды.
Вчера профессор Университета Рединга Иэн Джонс (Ian Jones) и профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины Полли Рой (Polly Roy) отметили, что разработка вакцины «была подвергнута критике за неподобающую поспешность, действий в обход существующих правил и отсутствие прозрачности».
«Но результат, о котором здесь сообщается, очевиден, и научный принцип вакцинации продемонстрирован», — сказали они.
«Теперь в борьбе за снижение заболеваемости Covid-19 может использоваться еще одна вакцина».
Другие действуют более осмотрительно. Премьер-министр Борис Джонсон отказался комментировать новости о вакцине «Спутник V», несмотря на его восторженную поддержку вакцин, разработанных компаниями "Пфайзер"/"БиоНТек" (Pfizer/BioNTech), «Модерна» (Moderna) и лабораторий Оксфордского университета совместно с компанией «АстраЗенека» (Oxford/AstraZeneca).
На вчерашнем брифинге с журналистами пресс-секретарь премьер-министра заявил о том, что высказываться по поводу вакцин должны не на Даунинг-стрит, а ученые. На вопрос, почему Борис Джонсон до сих пор не отреагировал с удовлетворением на эту новость, пресс-секретарь не ответил.
Подобно Борису Джонсону, не пожелал высказать удовлетворение по поводу этой новости и его кабинет, который на протяжении всего дня хранил молчание и о вакцине не упоминал.
Оглядываясь назад
Возможно, это молчание объясняется тем, что до того, как были опубликованы данные об эффективности российской вакцины, в самой Великобритании на протяжении нескольких месяцев испытывали беспокойство по поводу массового использования вакцины в стране, которое появилось после первой прививки, сделанной Национальной службой здравоохранения (NHS) в декабре.
А первая доза российской вакцины была введена в августе. Президент Владимир Путин объявил по телевидению, что одной из первых, кто привился этой вакциной, была его дочь.
Не стеснялись русские говорить и о том, что разработку вакцины они относятся, как к соревнованию. Название вакцины связано с первым искусственным спутником «Спутник 1», запущенным с Земли.
Этот спутник был запущен Советским Союзом в 1957 году и ознаменовал собой и важный поворотный момент в космической гонке, и горькое поражение США.
Для британских политиков, которые гордятся своими «мировыми победами» в международных сравнениях, успех российской вакцины проблематичен, хотя время, когда было объявлено об этом успехе, выбрано крайне неудачно.
Несколько часов спустя министр иностранных дел Доминик Рааб (Dominic Raab) выступил с заявлением, в котором осудил российский суд за решение о заключении под стражу оппозиционного политика Алексея Навального, который вернулся в страну после того, как он был отравлен токсичным нервно-паралитическим веществом, к чему предположительно причастны российские спецслужбы.
Что-нибудь еще?
Все это может означать, что Великобритания вряд ли захочет сотрудничать с Россией в области совместного использования ее вакцины — но российские ученые уже предложили партнерство с Великобританией.
Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций, финансировавшего разработку вакцины «Спутник V», и близкий соратник Владимира Путина, сказал, что сочетание компонента российской вакцины с одним из компонентов вакцины, разработанной компанией «АстраЗенека» может действительно повысить эффективность, поскольку повышается иммунитет.
«Эта идея, называемая гетерогенным укреплением иммунитета, лежит в основе вакцины „Спутник", поскольку мы используем два разных компонента и считаем, что это является лучшим способом борьбы с мутациями, а также способствует партнерству между различными производителями вакцин», — сказал он в интервью «Би-би-си» (BBC).
В результате этого предложения перед министрами встает интересный вопрос дипломатического характера, а также возникает потенциальная обеспокоенность по поводу эффективности вакцин и логистики.
Объединение поставок вакцины «Спутник» и вакцины производства компании «АстраЗенека» означало бы беспрецедентное сотрудничество между органами здравоохранения двух стран. До пандемии коронавируса последним крупным инцидентом, с которым столкнулась система здравоохранения Англии, было отравление Сергея Скрипаля в Солсбери российскими агентами ГРУ, что ознаменовало значительное ухудшение отношений между двумя странами.
Россия и Великобритания также хотят использовать вакцины в других странах в качестве дипломатического инструмента за рубежом. С учетом того, что запасы вакцин заканчиваются и почти все компании-производители, расположены в более богатых странах, вакцины могут стать основным источником мягкой силы для государств, которые финансировали их разработку, включая Великобританию и Россию.
Министр здравоохранения Мэтт Хэнкок (Matt Hancock) уже объявил, что Великобритания будет использовать свой резервный запас, состоящий из 400 с лишним миллионов доз, чтобы помочь бедным странам по всему миру, как только будет обеспечена защита британцев. Тем временем Россия приняла десятки миллионов заказов из Египта, Непала, Бразилии, Мексики и Аргентины на поставку вакцины «Спутник».
Обе страны, скорее всего, будут использовать вакцины для усиления своего влияния в регионах, представляющих дипломатический интерес, а также через политически нейтральные схемы, такие как программа Всемирной организации здравоохранения «Ковакс».
Вывод
Разработка любой новой вакцины идет на благо глобальной борьбы с коронавирусом, поскольку справиться с этой болезнью будет невозможно до тех пор, пока бороться с ней не будут все страны.
Но в результате очевидного успеха вакцины «Спутник V» перед западными соперниками России встает интересная дилемма: принять и поддержать путинскую вакцину и рассмотреть возможность ее комбинирования со своей собственной вакциной или продолжать ее игнорировать.
Нынешняя стратегия Бориса Джонсона, заключающаяся в том, чтобы продолжать говорить об успехах Британии, ревностно охраняя ее запасы для проведения первого этапа вакцинации, закончится, когда будет проведена вакцинация всего взрослого населения Великобритании.
То, как он и другие поступят дальше в отношении вакцины «Спутник V», может ознаменовать значительные изменения в отношениях России с Западом и в ходе пандемии.