Несмотря на кажущуюся взаимную симпатию между двумя руководителями, у США и Германии имеются острые разногласия, начиная с российского трубопровода. Есть ли решение этой проблемы?
Новый трансатлантический медовый месяц пока не закончился. Канцлер Германии Ангела Меркель, как и большинство европейских лидеров, все еще наслаждается приятными воспоминаниями об инаугурации Джо Байдена, ставшего 46-м президентом США. Конечно, после номера 45 (Дональда Трампа — прим. ред.) она готова на теплые чувства к кому угодно.
Но пройдет какое-то время (дни, недели), и двум лидерам придется провести неприятный разговор. Темой беседы станет Россия. Между США и Германией давно уже существуют разногласия по поводу почти построенного трубопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря пойдет напрямую в Германию. Его называют «Северный поток — 2», потому что он удвоит пропускную способность газопровода, уже проложенного в этих водах.
Есть еще одна ветка, идущая через Черное море и носящая название «Турецкий поток». Эта новая система должна дать российскому президенту Владимиру Путину возможность обойти стороной почти все страны Восточной Европы, через которые российский газ в настоящее время перекачивается на запад.
Плохой газопровод для Европы
«Северный поток — 2» привел к изоляции Германии в ЕС и НАТО. Счастлива только Россия, а это плохой признак.
Официальная позиция правительства Меркель остается неизменной. «Северный поток — 2», утверждает она, является чисто коммерческим проектом, в который не должны вмешиваться политики. Более того, дешевый российский газ будет необходим как временная мера на тот период, когда Германия будет переходить с угля и атомной энергии на возобновляемые источники.
Позиция США тоже не изменилась. Обе партии в Вашингтоне единодушно считают, что «Северный поток — 2» является геополитическим проектом, причем по-настоящему катастрофическим. Он сделает Восточную Европу, в том числе, членов НАТО, экономически и энергетически уязвимыми, а Германия может попасть в зависимость к несомненному врагу западного альянса.
Американскую точку зрения разделяют почти все, от Украины и Латвии до Литвы, Эстонии и Польши. Последняя так разозлилась, что наложила огромный штраф на «Газпром», который является материнской компанией проекта «Северный поток — 2». Даже Франция, которая обычно является ближайшим партнером Германии, выступает против трубопровода. Против и Европарламент.
Это сопротивление стало особенно яростным после отравления, а затем и вынесения приговора лидеру российской оппозиции Алексею Навальному, а также после массовых арестов людей, вышедших на марши протеста по всей России. В прошлом западные санкции не производили на Путина особого впечатления. Но если будет остановлена прокладка стратегического трубопровода, он обязательно обратит на это внимание.
В таком контексте бесчувственное упрямство Германии вызывает тревогу. Поддержку проекту непропорционально оказывают две партии: левоцентристские социал-демократы и экстремистская Левая партия, которая ведет свою историю от коммунистической партии Восточной Германии (так в тексте, на самом деле Левая партия официально в ФРГ экстремистской не объявляется, многие годы ее возглавлял Оскар Лафонтен — бывший многолетний лидер социал-демократической партии Германии (СДПГ), экс-кандидат в канцлеры от СДПГ на выборах 1990-го года — прим. ред.). Обе эти партии традиционно отличаются своим антиамериканизмом и симпатиями к России.
Им нравится делать вид, что США занимают циничную позицию, пытаясь содействовать экспорту американского сжиженного природного газа, который обойдется немцам дороже российского, перекачиваемого по трубам. В действительности деловые интересы США, игравшие важную роль при предшественнике Байдена Дональде Трампе, не имеют большого значения для Вашингтона, и не имеют вообще никакого значения для других союзников Германии.
Поэтому напряженность между США и Германией, номинально являющейся ближайшей союзницей Америки, продолжает нарастать. Вашингтон больше года грозит покарать западные компании, участвующие в строительстве трубопровода. Из-за этого большинство из них вышли из проекта, и он практически остановился. В прошлом месяце США ввели первые санкции против фирмы, которая владеет трубоукладочным судном.
Чтобы противостоять этому «экономическому империализму», как немцы называют действия США, земля Мекленбург — Передняя Померания, где «Северный поток — 2» выходит из Балтийского моря на сушу, создала весьма подозрительную структуру. Так получилось, что это избирательный округ Ангелы Меркель. Но главным инициатором этого противостояния является премьер этой федеральной земли — социал-демократка Мануэла Швезиг (Manuela Schwesig). Она придерживается пророссийских позиций, поскольку родилась и выросла в Восточной Германии.
Речь идет об общественном фонде, номинальная миссия которого (какая ирония!) состоит в защите климата и окружающей среды. Но земля Мекленбург — Передняя Померания собрала в этот фонд всего 200 000 евро, а остальные 20 миллионов выделил трубопроводный проект, то есть «Газпром». По уставу фонда «Северному потоку — 2» разрешено предлагать кандидатуру директора-распорядителя и выбирать двух членов правления.
Не будем обманываться: на самом деле фонд преследует такую сомнительную цель, как преодоление американского давления на ФРГ. Используя меры правовой защиты, предоставляемые немецким законодательством таким организациям, фонд может покупать и складировать материалы и станки, необходимые для завершения строительства вопреки американским санкциям. И это плохая новость.
Хорошая новость заключается в том, что это вызвало скандал в самой Германии. Природоохранное лобби подало несколько судебных исков против фонда, назвав его действия фарсом и «зеленым пиаром».
Еще больший оптимизм внушает то, что третья левоцентристская партия Германии «Зеленые» правильно нашла свои нравственные и геостратегические ориентиры. Ее лидеры Анналена Баербок (Annalena Baerbock) и Роберт Хабек (Robert Habeck) требуют остановить строительство «Северного потока — 2». В рядах ХДС Меркель и «Свободных демократов» тоже нарастает оппозиция строительству.
Но есть одна загадка. Почему сама Меркель так упорно ратует за трубопровод? Она далеко не наивна и знает методы Путина. И если сегодня жив Навальный, то это в основном благодаря ее решению перевезти его в Германию на лечение после отравления в России.
Я полагаю, что она держится за «Северный поток — 2», чтобы сохранить хрупкий мир в своей коалиции с социал-демократами. Но ей известно, что это партнерство сохранится только до сентября, когда в стране пройдут федеральные выборы. Тогда она уйдет, а к власти придет новое правительство. Скорее всего, ХДС останется у власти, но на сей раз в партнерстве с «зелеными».
Пожалуй, такая ситуация ее устраивает. Это одновременно тупик и временная остановка. Это помогает ей держать Путина в узде, поскольку он наверняка беспокоится, что проект стоимостью 11,4 миллиарда долларов может просто утонуть в Балтийском море. А еще такая позиция позволяет ей говорить с Байденом о возможных областях сотрудничества, начиная с отказа от угольной энергетики и кончая обороной, держа в уме трубопровод как возможный козырь на переговорах.
Но она знает, что настанет момент, когда новое правительство консерваторов и зеленых объявит очевидное: что трубопровод вообще не стоило строить и что в нем никогда не будет ничего, кроме воздуха.