КЕМБРИДЖ (США) — Одним из определяющих вопросов президентства Джо Байдена станет его политика в отношении Китая. Он унаследовал китайско-американские отношения, находящиеся на самом низшем за 50 лет уровне. Кто-то винит в этом его предшественника, Дональда Трампа. Но Трамп виноват лишь в том, что подливал бензин в огонь. А разожгло этот огонь китайское руководство.
В течение последних десяти лет китайское руководство отказалось от умеренной политики Дэн Сяопина по принципу «скрывай свою силу, выжидай своё время». Оно стало более напористыми на многих направлениях: строительство и милитаризация искусственных островов в Южно-Китайском море, вторжения в воды близ Японии и Тайваня, организация вторжений в Индию вдоль гималайской границы двух стран, принуждение Австралии экономическими методами, когда она смеет критиковать Китай.
Во внешней торговле Китай искажал игровое поле, субсидируя государственные предприятия и заставляя иностранные компании передавать интеллектуальную собственность китайским партнёрам. Трамп неуклюже вводил таможенные пошлины и против союзников, и против Китая, но он получил сильную поддержку обеих партий, когда вводил запреты против таких компаний, как Huawei, чьи планы строительства сетей 5G создавали угрозу безопасности.
Однако США и Китай остаются взаимозависимы в сфере экономики и в вопросах экологии, которые выходят за рамки двусторонних отношений. США не могут полностью оторвать свою экономику от Китая без огромных издержек.
Во время Холодной войны у США и СССР практически не было никакой экономической или иной взаимозависимости. Напротив, обороты американо-китайской торговли достигают примерно $500 млрд в год, и обе стороны осуществляют активный обмен студентами и туристами. Ещё важнее то, что Китай научился использовать силу рынков для укрепления авторитарного контроля так, как Советам никогда не удавалось, а кроме того, у Китая в числе торговых партнёров больше стран, чем у США.
Учитывая размеры населения Китая и его быстрый экономический рост, некоторые пессимисты считают, что повлиять на китайское поведение невозможно. Но это не так, если подумать об альянсах. Совокупное богатство развитых демократических стран — США, Япония и Европа — намного превосходит размеры богатства Китая. Это подчёркивает важность японо-американского альянса для стабильности и процветания Восточной Азии, а также мировой экономики. В конце Холодной войны многие люди с обеих сторон называли этот альянс реликтом прошлого, но в реальности он жизненно важен для будущего.
Администрации США когда-то надеялись, что Китай станет «ответственным участником (стейкхолдером)» международного порядка. Но председатель КНР Си Цзиньпин повёл страну в конфронтационном направлении. Поколение назад Америка поддержала вступление Китая во Всемирную торговую организацию, но в ответ получила мало взаимности; наоборот, Китай искажал игровое поле.
Критики в Америке часто винят президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего в наивности, когда они думали, будто политика сотрудничества поможет смягчить Китай. Но история не так проста. Китайская политика Клинтона действительно предусматривала сотрудничество, но ставка на сотрудничество была застрахована благодаря подтверждению связей с Японией в сфере безопасности, ставших ключом к управлению ситуацией с геополитическим подъёмом Китая. В Восточной Азии было три главных державы, и, оставаясь союзником Японии (на сегодня у неё третья по размерам экономика в мире), Америка могла вместе с ней формировать среду, в которой растёт сила Китая.
Кроме того, если бы Китай попытался вытолкнуть Америку за пределы первой цепи островов в рамках военной стратегии по её изгнанию из региона, Япония, которая является самой важной частью в этой цепи, была бы по-прежнему готова щедро оплачивать поддержку размещённых на её территории 50 тысяч американских солдат. А сегодня Курт Кэмпбелл, вдумчивый и опытный организатор этой политики Клинтона, стал главным координатором по Индо-Тихоокеанскому региону в Совете национальной безопасности Байдена.
Альянс с Японией пользуется сильной поддержкой в США. С 2000 года вместе с бывшим заместитель госсекретаря Ричардом Армитиджем мы выпустили серию двухпартийных докладов об этих стратегических отношениях. В нашем пятом докладе, опубликованном 7 декабря 2020 года независимым Центром стратегических и международных исследований (CSIS), мы доказываем, что Япония, как и многие другие страны Азии, не хочет господства Китая. Сегодня она взяла на себя ведущую роль в американо-японском альянсе: устанавливает региональную повестку, отстаивает многостороннее сотрудничество и соглашения о свободной торговле, реализует новые стратегии для формирования регионального порядка.
Бывший премьер-министр Синдзо Абэ стремился изменить интерпретацию Статьи 9 послевоенной конституции Японии с целью укрепить оборонный потенциал страны в рамках Устава ОНН, а когда Трамп объявил о выходе США из Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТПП), Абэ сумел сохранить этот региональный торговый пакт в виде «Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о ТТП». Кроме того, Абэ возглавил четырёхсторонние консультации с Индией и Австралией по вопросам стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе.
К счастью, это региональное лидерство, вероятно, сохранится при премьер-министре Ёсихидэ Суге: он был генеральным секретарём в кабинете министров Абэ и, скорее всего, будет продолжать его политику. Общие интересы и демократические ценности по-прежнему формируют фундамент альянса с Америкой, а опросы общественного мнения в Япония показывают, что доверие к США ещё никогда не было таким высоким. Неудивительно, что одним из первых иностранных лидеров, кому Байден позвонил после инаугурации, стал Суга, которого Байден заверил в сохраняющейся приверженности Америки стратегическому партнёрству с Японией.
Альянс Японии и США остаётся популярным в обеих странах, нуждающихся друг в друге больше, чем когда-либо. Вместе они смогут создать противовес силе Китая и сотрудничать с этой страной по таким вопросам, как изменение климата, биоразнообразие, пандемии, а также формирование основанного на правилах международного экономического порядка. Именно по этим причинам при разработке администрацией Байдена стратегии отношений с находящимся на подъёме Китаем высшим приоритетом будет оставаться альянс с Японией.