Неожиданные новости c Карельского перешейка. Оказывается, Россия занимается сохранением линии Маннергейма, возведенной в свое время финнами для защиты от действий Советского Союза.
По мнению Комитета по культуре Ленинградской области, легендарная оборонительная линия времен Зимней войны важна для россиян с исторической и культурной точек зрения. Поэтому линия Маннергейма была причислена к объектам культурного наследия.
На данном этапе государство следит за состоянием 62 объектов, которые находятся в Выборгском районе. Это различные укрепления и другие сооружения линии Маннергейма.
В числе объектов культурного наследия — остатки знаменитого ДОТа «Миллионный» и бункеров в районе деревни Сумма.
Удивительно, что решение об охране линии Маннергейма было принято еще в апреле 2019 года, но ни финны, ни россияне ничего об этом не знают. Возможно, причина в том, что на территории Ленинградской области находятся десятки тысяч объектов культурного наследия, и оборонительная линия легко в них теряется.
Что же решение об охране линии Маннергейма означает на практике?
«Это значит, что российское государство признает эти сооружения важными культурными и историческими объектами, и теперь они находятся под охраной государства. То есть если кто-нибудь попробует отпилить арматуру или сделать что-то подобное, то ему за эти действия может грозить два года тюрьмы, — говорит Баир Иринчеев, сторонник идеи сохранения линии Маннергейма. — Уничтожение объектов или нанесение урона — преступление, и государство несет ответственность за их охрану».
На деле сохранение линии Маннергейма — проект одного человека, Баира Иринчеева.
Иринчеев увлекается историей, пишет книги по военной истории и владеет частным музеем военной истории в Выборге. Редакция Helsingin Sanomat впервые рассказала про инициативу Баира Иринчеева сохранить линию Маннергейма в 2018 году. Тогда в успешность этого проекта мало кто верил — по крайней мере в Финляндии.
Иринчеев сам составил приложение к приказу Комитета по культуре Ленобласти объемом в 270 страниц с фотографиями и координатами всех 62 объектов. Это грандиозная работа.
О необходимости превратить линию Маннергейма в охраняемый государственный объект говорили больше десяти лет. Российские власти было непросто заинтересовать.
«Изначально они даже не хотели говорить о том, что линия Маннергейма может быть охраняемым объектом, ведь это финские бункеры, а не российские. Они боялись, что российская аудитория обвинит их в восхвалении финнов», — говорит Баир Иринчеев.
«Мне пришлось очень многое им рассказывать: здесь воевали обе стороны, многие русские получили здесь звание героя Советского Союза, и это место нужно в любом случае сохранить, потому что это подлинное место боя».
Однако Баир Иринчеев и сейчас обеспокоен судьбой линии Маннергейма. Причина — экономическая ситуация в России, которая заставляет людей красть металл.
«Официально Линия охраняется, но там нередко бывают вандалы. Экономическая ситуация в России ухудшилась, многие действительно оказались без денег и пытаются извлечь арматуру».
По словам Иринчеева, в последнее время от вандалов особенно сильно пострадали ДОТы 3, 4 и 6 в укрепрайоне Инкиля.
Охраняемые объекты линии Маннергейма разбросаны по Карельскому перешейку, так что их патрулирование на практике невозможно.
«Можно установить таблички с предупреждениями: нельзя разрушать или трогать. Только сильно ли это поможет — другой вопрос».
У Военного музея Карельского перешейка, которым владеет Баир Иринчеев, есть своя группа в популярной в России социальной сети «ВКонтакте». Более 12 тысяч подписчиков поддерживают очень активную группу любителей военной истории, которые занимаются исследованием и приведением в порядок оборонительных сооружений линии Маннергейма.
Летом 2020 года в ходе раскопок одного разрушенного бункера в деревне Сумма группа обнаружила останки героически погибшего финского солдата. Из-за тяжести бетонных плит для работ пришлось использовать экскаватор.
«Это широко известная печальная история. В обрушившемся бункере был капрал 15-го пехотного полка Эрнест Даниэль Похьола (Ernest Daniel Pohjola) из общины Хаттула. У него осталось двое детей. По какой-то причине во время Второй мировой войны его останки не подняли, — рассказывает Иринчеев. — Мы просто хотели его найти и отправить на родину в Хаттула. Мы еще не нашли его обручальное кольцо и жетон военнослужащего. Нужно еще раз изучить все камни и песок в развалинах бункера».
Сейчас группа Баира Иринчеева планирует расчистить территорию у относительно хорошо сохранившегося бункера Sk-2. Летом 2020 года там еще были человеческие кости.
«Когда мы расчищали подземные части Sk-2, неожиданно нашли там останки. В архивах не было никакой информации о погибших, — говорит Иринчеев. — В бункере была большая куча песка. Мы решили убрать ее, чтобы он выглядел лучше. И вдруг там оказалось так много костей».
Среди останков не было жетонов, пуговиц от финской военной формы и других предметов, которые помогли бы установить личность погибших.
Седьмой пехотный полк участвовал в сражении недалеко от бункера в начале февраля 1940 года. Раз это пулеметный бункер, то внутри него были пулеметчики, пришел к выводу Иринчеев. Ему удалось найти информацию о двух пропавших без вести финнах из пулеметной роты. «Вероятно, это останки одного из них. Я посмотрел: оба были из города Ваммала и не женаты. Им было 25 и 26 лет».
Обнаруженные группой останки солдат должны отправить в Финляндию, как только стихнет коронавирус. Ситуация с пандемией в России тяжелая, и Иринчеев говорит, что и сам уже переболел.
Данные об обнаруженных останках были отправлены финскому Объединению по увековечиванию памяти погибших на войне, которое занимается сохранением и транспортировкой останков погибших солдат.
За последние 30 лет финские добровольцы и российские искатели нашли и вернули в Финляндию останки примерно 1,2 тысяч солдат. Это около 10% всех финнов, пропавших без вести на войне.
Группа Баира Иринчеева хочет проводить по линии Маннергейма экскурсионные туры. Для туристических целей начали приводить в порядок бункер Sk-2 — по примеру финской линии Салпа (фортификационные сооружения, возведенные в Финляндии после Зимней войны для защиты от возможного нападения Советского Союза; боевых действия на линии Салпа не было — прим. перев.).
Иринчеев рассказывает, что специально ездил в крымский музей 35-й береговой батареи. Во Вторую мировую войну за это укрепление шли кровавые бои между немецкими и советскими войсками.
«Sk-2 был местом тяжелых боев. Русские взрывали его пять раз и использовали мощные заряды. Стены сильно повреждены, но подземная часть сохранилась практически целой», — поясняет Иринчеев.
У Sk-2 также есть название «Тертту». «Это особый объект линии Маннергейма. Он сохранился лучше, чем, к примеру, „Миллионный"».
«Миллионный», Sj-5, — одно из крупнейших финских сооружений. Название связано с большими затратами на его строительство.
В качестве туристического объекта Sk-2 подойдет и потому, что сражения рядом с этим бункером хорошо задокументированы в Финляндии и России.
Однако для восстановления территории бункера требуется несколько лет работы. Первая проблема заключается в том, что неизвестно, кому на самом деле он принадлежит. Баир Иринчеев надеется, что бункер перейдет во владение области, чтобы можно было его арендовать и восстановить, а также провести освещение на территории.
«У области нет лишних денег, никто не хочет брать под свою ответственность развалины, о которых нужно заботиться. Так в России было всегда: у областей мало денег и они не хотят лишней работы. У них нет ресурсов и понимания важности истории».
Баир Иринчеев хотел бы сделать деревню Сумма памятным местом, в котором были бы остановки для туристических автобусов, летние кафе для туристов, туалет на улице, тропинки и таблички, на которых рассказывается об истории этого места.
Впереди — реставрационные работы. Цель — провести их по максимально выгодной стоимости. Помогать будут и добровольцы Иринчеева.
«Они всегда приходят. Им нравится такая деятельность. За кофе или чаем у костра недалеко от бункера Sk-2 ведутся очень интересные беседы», — рассказывает Иринчеев.
Первые таблички с информацией будут установлены весной. Они будут рассказывать о сражениях на финском, английском и русском языках.
«На этом этапе наша работа — объяснить, почему это важно и почему это надо сохранять и развивать как туристический объект».
Финские археологи тоже заинтересованы в исследовании линии Маннергейма. Также стоит цель изучить, насколько сильный ущерб нанесли так называемые черные копатели. Под черными копателями мы подразумеваем любителей истории с металлоискателями, которые ищут в руинах металл военного времени.
Археолог Оула Сейтсонен (Oula Seitsonen) хотела в рамках своего проекта «Археология линии Маннергейма» выехать к военным укреплениям, но из-за эпидемии коронавируса поездку пришлось отменить. Однако фортификационные объекты уже выявлены и нанесены на карту.
Проект Иринчеева по обеспечению сохранности линии Маннергейма еще не завершен. Часть финских бункеров находятся в Приозерском районе, и их тоже нужно включить в список культурного наследия.
«К счастью, в Приозерском районе объектов значительно меньше. Думаю, около 30», — говорит он.
Например, укрепления у реки Бурная, воспетые поэтом Юрьё Юлхя (Yrjö Jylhä), не сохранились до наших дней. «Там нужно охранять только финскую братскую могилу, которая и так охраняется».
Главная оборонительная линия Зимней войны
— Финны отражали удары советской армии у линии Маннергейма примерно два месяца.
— Линия обороны была прорвана в середине февраля 1940 года.
— Протяженность линии — около 140 километров. За ней тянутся еще две линии — «промежуточная» и «задняя».
— На линии Маннергейма было около 600 пулеметных и огневых точек, около 800 дзотов и более 200 бетонных сооружений.