Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Hamshahri (Иран): Ближний Восток и Россия — какими они видятся госсекретарю Блинкену

© REUTERS / Carlos Barria/PoolГоссекретарь США Энтони Блинкен
Госсекретарь США Энтони Блинкен - ИноСМИ, 1920, 09.02.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Издание решило обозначить основные черты курса США на Ближнем Востоке. Однако, как следует из статьи, в анализе такого рода необходимо учитывать и то, что Америке придется определенным образом выстраивать отношения и с Россией. Об окончании войны в Йемене, о жесткой риторике по Сирии, о том, что ждать Ирану, и будет ли отменена «сделка века» Трампа — в материале Hamshahri.

Этнони Блинкен — новый госсекретарь США, политик с довольно большим опытом. Утверждать это можно, если принять во внимание его работу по ближневосточному региону. Его имя было на слуху уже два десятилетия тому назад в связи с американской политикой на Ближнем Востоке. Он сыграл весьма существенную роль в оформлении американского внешнеполитического курса в этом регионе.

Именно поэтому представляется необходимым и важным в данный момент, в начале пути Блинкена в качестве главы Госдепартамента США, вкратце обозначить, каковы будут основные черты политического курса и подходы США к ключевым государствам Ближнего Востока. Начиная такой анализ, необходимо держать в уме и то, что США придется определенным образом выстраивать отношения и с Россией, роль которой в политической повестке дня тех самых ближневосточных государств существенно выросла за последние годы.

Начать следует с того, что Блинкен, как видно из его самых первых заявлений, убежден в росте недоверия к США и их политике, прежде всего, со стороны традиционных союзников и партнеров США в регионе. И недоверие это, по мнению политика, особенно выросло за период, пока президентом США был Дональд Трамп. И исходя из этого, на новой американской администрации во главе с Джозефом Байденом лежит особая миссии по «возрождению», «восстановлению» роли США в делах ближневосточного региона.

Дела ливийские: снова вокруг НАТО

Если следовать географическому принципу и осуществлять наш анализ в направлении с запада на восток, то начать его необходимо с Ливии. Очевидно, что именно это северо-африканское государство занимало особое место в политике США в регионе в последние годы. И начать здесь следует вновь с того, что позиция Блинкена в отношении происходящего в этой стране полностью противоречит той, что господствовала в администрации Трампа. Позиция последнего заключалась в том, что США должны действовать применительно к ливийскому кризису полностью самостоятельно. Новый же госсекретарь США полагает, что здесь Америка должна действовать не как полностью самостоятельная страна, а как государство, играющее главенствующую роль в военно-политическом блоке НАТО. По его мнению, США не должны иметь здесь никакого «обособленного» от НАТО подхода.

В интервью представителю Исследовательского центра Хадсона (или так называемого Гудзонского института, The Hudson Institute — прим. перев.) Блинкен заявил: «Нам необходимо сосредоточиться на поддержке в Ливии законных институтов власти, которые должны будут заполнить там политический вакуум, возникший после свержения диктатуры Каддафи». Сейчас же в Ливии ситуацию контролируют фактически два центра власти: один на западе страны, с центром в бывшей столице единой Ливии, Триполи, где продолжает работу законное правительство, и восток страны, который находится в руках военизированных формирований под командованием маршала Халифа Хафтара, поддерживаемого Россией. Таково видение ситуации госсекретарем США. Законными ему представляются те силы, которые рассматриваются законными на Западе (а значит, и в блоке НАТО). Возможно, такой трактовки ситуации и нынешнего политического кризиса в Ливии было бы достаточно, чтобы США однозначно выступили бы против командующего Хафтара. Однако экс-президент США Дональд Трамп не только не разделял такого видения, но и фактически поддержал Хафтара, когда в 2018 году провел с ним телефонные переговоры, в ходе которых назвал ливийского военного лидера «командующим, который вносит значительный вклад в борьбу в регионе с терроризмом». Для Блинкена такой подход полностью неприемлем: он не только не хочет признавать роли и вклада Хафтара в борьбу с местными радикальными течениями и группировками, но и считает, что этот подход вносит непонимание между США и партнерами их по блоку НАТО, поскольку нарушает годами выстраивающиеся принципы взаимодействия блока и этого арабского государства. Следовательно, как полагает Блинкен, такой подход идет вразрез с интересами самих США.

Египет: снова «права человека»?

Одним из основополагающих принципов, на которых новый госсекретарь США намерен выстраивать свою внешнюю политику и дипломатию — это поддержка так называемых «прав человека» и уважение к либерально-демократическим ценностям. И опять же, поддерживать эти ценности в том виде, как их принято трактовать в США. Исходя из этого, можно сказать, что его концепцию и намерения, по крайней мере, на первый взгляд, вряд ли можно считать «хорошей новостью» для таких ближневосточных стран, как Египет (и даже таких, как Саудовская Аравия). На протяжении последних четырех лет, пока президентом США был Дональд Трамп, Блинкен был одним из его непримиримых критиков, прежде всего, относительно отношений США с «диктаторским режимом», который пребывает у власти в Египте. Он всегда остро критиковал администрацию Трампа за то, что последняя игнорирует «проблему прав человека» в этой арабской стране, возглавляемой военной администрацией, пришедшей к власти в результате государственного переворота. Еще в 2019 году, имея в виду именно «египетский вопрос», Блинкен говорил: «Позиция и политика Трампа нанесла большой моральный ущерб нам и нашему имиджу в глазах всего мирового сообщества». Кроме того, Блинкен неоднократно подвергал критике высказывания Трампа о том, что для последнего «представляет интерес» «диктатура президента Египта». Такие высказывания Блинкен называл «циничными» и «подающими весьма плохой сигнал» для других государств Ближнего Востока. Поэтому нет сомнения в том, что, по крайней мере, на перспективу ближайших четырех лет вопрос о «правах человека» в этой стране станет ключевым в отношениях между Вашингтоном и правительством Арабской Республики Египет во главе с «диктатором» Абдулфаттахом Ас-Сиси.

Йемен: войну необходимо закончить

Блинкен не раз открыто говорил о необходимости прекращения вооруженного конфликта в другой арабской стране, но расположенной, на сей раз не в Северной Африке. Речь идет о Йемене. Но что скрывается за его словами и насколько искренен здесь новый глава Госдепа? Блинкен постоянно говорил о том, что война в Йемене наносит «моральный ущерб» тем государствам региона, которые с ней связаны, а кроме того, крайне негативно отражается на вопросах безопасной транспортировки энергоресурсов, осуществляющихся через Персидский Залив в направлении Западной Европы и Дальнего Востока.Госсекретарь США также был одним из тех, кто раскритиковал решение администрации Трампа и бывшего госсекретаря США Майка Помпео о внесении так называемого «Движения Ансарулла», более известного как «хуситы», в списки международных террористических организаций. Это сыграло ключевую роль в приостановке принятия этого закона (на целых два месяца). В своем интервью сотрудникам упомянутого Института Хадсона Блинкен заявил, что применительно к ситуации в Йемене в «американской повестке дня» должны присутствовать два важных вопроса: начало оказания гуманитарной помощи и материальной поддержки страдающему от войны йеменскому народу, а также усилия для того, чтобы поддерживать равноправные отношения со всеми региональными игроками, вовлеченными в конфликт. Вместе с тем, Блинкен охарактеризовал женевские переговоры по Йемену, которые велись последние годы, как полностью неэффективные, и указал на то, что США должны употребить все свое «международное и региональное влияние», чтобы «открыть путь» к возобновлению переговоров, но таких, которые будут эффективны. Хочется надеяться, что возвращение Байдена в американскую политику, на сей раз, в качестве главы Белого дома, и присутствие таких фигур, как Блинкен, во главе американской дипломатии, создадут хоть какие-то перспективы для прекращения более чем шестилетней гражданской войны в Йемене. Хочется также думать, что первым шагом на этом пути для Байдена и Блинкена станет прекращение помощи Саудовской Аравии в смысле доступа к новейшим вооружениям. Если это осуществится, то решение йеменской проблемы может на деле оказаться «эффективным», говоря словами самого нынешнего госсекретаря Соединенных Штатов.

Сирия: все «только начинается»?

Если относительно Йемена в риторике Блинкена господствует определенный пацифизм, то относительно риторики, которую американский госсекретарь использует, говоря о Сирии, все иначе. Всем известно, что в Сирии имеет место гражданский конфликт, который длится дольше, чем в Йемене. Еще в годы президентства Обамы, Блинкен выступал за нанесение военного удара по Сирии, но ограниченного масштаба, под предлогом наличия и использования вооруженными силами этой страны химического оружия. Хотя доказать наличие, а главное, использование правительственными силами этой арабской страны запрещенных видов вооружения до сих пор не удалось. По крайне мере, доказательств использования химоружия сирийскими властями уже после того, как Дамаск официально объявил об уничтожении имеющихся арсеналов, не было представлено. Международная экспертиза подтвердила факт уничтожения химоружия, однако Блинкен не согласился с выводами экспертов и продолжал критиковать отказ от нанесения прямого военного удара по Дамаску. Он считал это «потаканием» правительству во главе с президентом Башаром Асадом.

Новый госсекретарь США во всей своей риторике относительно происходящего в Сирии придерживается только одного принципа: «Америка должна снова взять в руки главенствующую роль в Сирии». То есть здесь для Блинкена важное место занимает уже не стремление установить мир, а стремление вернуть Америке главенствующую роль в сирийской проблеме. По его убеждению, США в течение четырех последних лет фактически «ушли из Сирии», и, можно сказать, «без боя», как полагает Блинкен, передали позиции в руки России, Ирану и, в определенной степени, Турции. Потому понятно, что возвращение Блинкена в большую американскую политику, в качестве главы дипломатического ведомства США, будет означать усиление давления на Россию, Иран и правительство Асада. А ведь самые последние месяцы, пока во главе Белого дома еще оставалась администрация Дональда Трампа, из Вашингтона почти не слышалось претензий ни в адрес Ирана, ни в адрес России, по крайней мере, в связи с «поддержкой режима Башара Асада» в Сирии. Однако, не следует забывать, что все последние годы Блинкен не высказывал какой-то определенной, четкой позиции по судьбе самого Асада, прежде всего, его политической судьбе — должен ли он остаться на посту президента или ему необходимо уйти в отставку. С другой стороны, новый госсекретарь США выступает резким критиком политики в регионе Турции, особенно, в связи с проблемой курдов. Следовательно, логически следует ожидать усиления давления США и на эту страну. Таким образом, напрашивается вывод, что в связи с Сирией Америке будет трудно вернуть себе здесь «главенствующую роль» при столь значительных противоречиях в подходах к происходящему в данной ближневосточной стране.

Палестина: как быть со «сделкой века»?

Блинкен, как уже было видно на примере Сирии, не всегда логичен и последователен в построении внешнеполитического курса. Как и в случае с Сирией, Блинкен не раз откровенно выступал против подходов Трампа, прежде всего, против того, что экс-президент США называл «сделкой века» между Израилем и Палестиной. Как полагал Блинкен, в отношении решения пресловутого «палестинского вопроса» не может быть иной альтернативы, как существование двух независимых государств — Израиля и, соответственно, Палестины. Госсекретарь в беседе с экспертами Института Хадсона говорил, что Израиль, не признавая независимого существования Палестины, никогда не обретет «стабильности и безопасности». В этой же беседе, не упоминая прямо о пресловутой «сделке века» авторства Дональда Трампа, он также заявил: «Байден не считает перспективным никакое решение вопроса, которое не подразумевает существования двух независимых государств, то есть Палестины и Израиля». Однако о том, что является ключевой проблемой при решении «палестинского вопроса», то есть о принадлежности и статусе города Иерусалим, Блинкен, как видно, не упомянул. Конечно, все это не означает, что новая администрация США, в том числе и новый госсекретарь, отступит от той позиции, что столицей Израиля является именно Иерусалим, а не Тель-Авив. И снова налицо очевидна двойственность подхода к проблеме. Напрашивается вывод, что в свете возвращения в Госдеп Энтони Блинкена в качестве главы департамента, а также, в свете всей логики применяемых им подходов, чтобы соблюсти некий «баланс интересов» между Израилем и Палестиной, США все же откроют консульство в восточной части Иерусалима — то есть в городе, где, согласно представлению того же Блинкена о существовании «двух абсолютно независимых государств», должна быть именно столица Палестины. Хотелось бы напомнить новому госсекретарю США, что при решении этого вопроса ему вряд ли удастся усидеть на двух стульях. И неизбежно США должны будут вернуться к поддержке только одной стороны — той, которую они всегда молчаливо поддерживали за всю долгую историю палестино-израильского конфликта. Разумеется, в случае, если они действительно окончательно признают Иерусалим (ту его часть, которая контролируется Израилем, то есть восточную часть) столицей Израиля.

Иран: возвращение к ядерной сделке при условии…

Блинкен являлся одним из авторов-«архитекторов» ядерной сделки, и, несомненно, возвращение к этому соглашению (США) также входит в его планы. По его убеждению, ядерная сделка (с Ираном) — это одно из исторических достижений (американской внешней политики), поскольку она в состоянии удержать регион Ближнего Востока и от военных конфликтов, и даже от применения ядерного оружия. И потому односторонний выход США из соглашения при президенте Трампе можно считать огромной ошибкой, если не более. Но при этом следует иметь в виду, что, хотя Блинкен и говорил открыто о планах возвращения к ядерной сделке (с участием США), при этом есть еще и ряд деталей, которые он держит в уме. Чтобы раскрыть эти детали, снова обратимся к его интервью в Институте Хадсона, где он по данному поводу сказал: «Мы вернемся к ядерной сделке, но вернемся с "позиции силы"». Что здесь имеет в виду Блинкен? Прежде всего, он имеет в виду, что возвращение к соглашению и, как следствие, отмена международных санкций против Ирана, не могут произойти без выполнения Ираном всех его обязательств, согласно этой сделке. Пока Иран, по его мнению, выполняет далеко не все свои обязательства. Госсекретарь США также при этом подчеркнул, что возвращение к сделке США вовсе не будет означать признания за Ираном особой роли регионального лидера или же согласия на «ракетные разработки» в Исламской Республике. Однако Блинкен, вместе с тем, отмечает, что противодействие Ирану по данному направлению будет вестись иными, нежели при Дональде Трампе, методами: прежде всего, Блинкен намерен не бороться с Ираном и его «амбициями» в гордом одиночестве, а собирается привлечь к «обузданию» Ирана «все международное сообщество». С другой же стороны, Блинкен убежден, что Соединенные Штаты должны с большей серьезностью относиться к проблеме соблюдения в Иране тех же самых «прав человека».

Спецрепортаж, подготовленный группой «Мир»/ «Ближний Восток» /Первая полоса издания Hamshahri