Кажется, в России начался период социальных и политических протестов. Видимой причиной можно назвать преследование Алексея Навального властями. Предполагается, что летом его отравили представители российской спецслужбы. После приезда из Германии, где российский оппозиционер проходил лечение, его приговорили к тысячедневному тюремному заключению за нарушение условий досрочного освобождения.
Чтобы выразить недовольство, тысячи людей приняли участие в протестах, сидячих забастовках и других акциях неповиновения по всей стране при экстремальных температурах, особенно в восточных регионах. В Екатеринбурге, столице Урала, люди терпели тридцатиградусный мороз на улицах до тех пор, пока силовики не начали их разогревать. А в Якутии 300 человек протестовали на пятидесятиградусном морозе.
Безжалостный холод и репрессии полицейских вряд ли можно назвать идеальными условиями для проявления недовольства, особенно в такой скептически ко всему настроенной стране, как Россия. А тут сообщается, что задержали уже пять тысяч человек. Трудно поверить, но это так: для кого-то Алексей Навальный — герой, и его невзгоды так тронули среднестатистического россиянина с его повседневными заботами, что возникли мощные протесты.
Официальную версию нельзя назвать оригинальной. Алексей Навальный — очередной агент западных спецслужб, в связи с его именем в последнее время напрямую упоминают США. Его цель — дестабилизировать ситуацию в России. По официальной легенде, Алексей Навальный призван иностранцами создать фальшивое представление о социальном недовольстве и политических разногласиях в трудные времена коронавируса. Определенная правда в этом есть: западные страны, разочаровавшись недостаточным влиянием экономических санкций после присоединения Крыма в 2014 году, отчаянно пытаются создать проблемы в России.
Еще слишком рано говорить о том, перерастут ли протесты суровой зимы в новую русскую весну или растают, словно снег, как только пандемия пройдет.
Российские специалисты, которые разделяют западные ценности, не скрывают, что происходящее в стране их удивляет. Они поражены не потому, что нет причин для массовых протестов, а потому, что они происходят именно сейчас. Еще приятно удивляет активность протестов. Андрей Колесников и Александр Баунов, специалисты Московского Центра Карнеги, который разделяет американские демократические ценности, предсказуемо оценивают сегодняшние события. Вот их версия: большинство из тех, кто готов терпеть холод, чтобы выразить недовольство, устало от авторитаризма и боится, что, если ничего не менять, то условия жизни продолжат ухудшаться.
Специалисты признают печальную истину: Алексей Навальный — герой не для всего народа, так как, по их мнению, ему не хватает моральных качеств Андрея Сахарова или интеллектуального уровня Александра Солженицына. Его вряд ли можно назвать защитником либеральных ценностей, так как некоторые высказывания порой были немножко националистические и авторитарные. Демократическая модель руководства едва ли соответствует его убеждениям. Однако специалисты отмечают: может, такое наглое поведение Навального — это как раз то, что нужно, ведь он бросает вызов системе и делает это ярко, явно мешая властям России. Алексей Навальный, выжив после попытки убийства, то есть отравления, в глазах умных россиян стал настоящим лирическим героем. Они не могут увидеть в нем еще одного из новых «чикагских мальчиков», которые разграбили страну в девяностые годы. Его фигура олицетворяет глубокое недовольство российского общества тем, как им управляют.
Переосмысление роли Владимира Путина
В исследовательской работе совместно с Левада-Центром Московский Центр Карнеги подготовил первый подробный анализ участников первой волны протестов и пришел к следующему выводу. Несмотря на то, что многие продолжают дело тех, кто выходил на улицы восемь — девять лет назад, выступая против фальсификации выборов, появились и новые лица, а именно совсем юные люди. Это жители городов, представители пролетаризированных социальных классов, которые разочарованы отсутствием возможностей в жизни.
Авторы исследования отмечают, что лидер оппозиции не очень популярен среди большинства россиян, особенно среди людей старше 50 лет. Большинство из них считает, что Алексей Навальный — агент иностранных спецслужб. Некоторые даже уверены в том, что, для того, чтобы спровоцировать протесты, он что-то там скрывает насчет своего отравления. Кроме того, специалисты отмечают, что многие недовольные не симпатизируют Западу, а просто хотят жить лучше без угроз российского режима.
Западные журналисты, работающие в Москве, отмечают, какая же мрачная атмосфера царит в России. В некоторых случаях, как в Екатеринбурге, протесты — это дело «принципа и достоинства», недвусмысленного неприятия злоупотребления властью и неуважения к жизни человека. Протестующие сегодня скорее осуждают стиль правления, нежели поддерживают порой сомнительных лидеров оппозиции.
Алхимия системы Владимира Путина
Главный вопрос заключается в том, действительно ли Владимира Путина встревожили протесты последних недель. Президент России обеспечил себе возможность остаться у власти до 2036 года, по крайней мере по закону, и не видел никакого протеста или недовольства. Сейчас он сталкивается с последствиями пандемии и изменениями на международной арене. Положительные изменения в Вашингтоне не сыграли на руку президенту России. Несмотря на то, что связи Дональда Трампа с Москвой сильно преувеличены, действительно, США стали оказывать меньше давления на Владимира Путина. Безусловно, сохранились санкции, однако не были введены новые. Отношения США и России поставили на паузу. В хаосе, который устроил Дональд Трамп, диалога между Вашингтоном и Москвой практически не было.
Политика Джо Байдена вызывает обеспокоенность президента России. Еще не совсем понятна политика нового хозяина Белого дома. Скорее всего, Джо Байден будет более требовательным к России. Майкл Макфол, бывший посол США в Российской Федерации и главный советник Барака Обамы по вопросам отношений с Кремлем, предлагает в рамках Совета по международным отношениям программу, в соответствии с которой Москве нужно создать обстановку новой холодной войны. Речь идет о политике сдерживания в классическом стиле Джорджа Кеннана, однако с открытостью к приезжающим на Запад представителям оппозиции в духе теплых семидесятых. Майкл Макфол отстаивает амбициозную программу, в которой смешаны обновление вооруженных сил США, близкое взаимодействие с союзниками, соблюдение прав человека, эффективной защита соседей России от нее самой. А также содействие развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества по борьбе с пандемией, изменением климата, распространением ядерного оружия. И поверх всего этого — сближение США с российским протестным обществом. Сейчас пока что диалог РФ и США — это диалог глухих. Конечно, продление СНВ-III крайне важно. В это неспокойное время еще предстоит выработать общий подход к разоружению, поскольку Китай не включен в это соглашение.
Владимир Путин выжидает и готовит оружие. Специалист Атлантического совета Джереми Стерн (Jeremy Stern) считает, что лидер России подражает руководителям Политбюро и предлагает амбициозные инициативы для международного согласия, чтобы справиться с внутренними беспорядками. После Чехословакии и до начала сближения Китая и США Леонид Брежнев был сторонником потепления с США и воплотил в жизнь идею соглашения о ядерном разоружении и Хельсинкского процесса. Так СССР удалось уменьшить прямое иностранное давления, которым объясняли проблемы Советского Союза. Однако ловушка в Афганистане и приход к власти Рональда Рейгана ускорили распад СССР: у Рейгана были эффективные в борьбе с СССР советники.
Конечно, сегодня ситуация в мире другая. Россия — это не новый СССР. Это отмечает и Майкл Макфол в анализе. Россия является шестой по величине экономикой в мире по паритету покупательной способности, а также обладает невероятной военной мощью и огромными природными богатствами, которые по-прежнему может и с умом использовать. Недавний успех вакцины «Спутник V», который подтвердили и западные специалисты, можно считать настоящим прорывом в трудную минуту.
Россия — гигант на глиняных ногах
Еще одним важным фактором являются отношения Владимира Путина с Германией. Сейчас отношения двух стран просто ужасны, они абсолютно не доверяют друг другу. А вот возможный преемник Ангелы Меркель Армин Лашет может оказаться более благосклонен к Москве. По словам немецкого аналитика Брукингского института, его подход напоминает времена восточной политики социал-демократов времен начала 1970-х. На самом деле в отношениях с Кремлем нынешний канцлер занимает позицию «и нашим, и вашим». Несмотря на то, что Германия занимает жесткую позицию по вопросам Украины и Алексея Навального, она продолжает сотрудничать с Москвой. Трубопровод «Северный поток — 2» — яркий пример такой двурушнической политики.
Еще слишком рано говорить о том, перерастут ли протесты суровой зимы в новую русскую весну или растают, словно снег, поскольку пандемия исчезнет. Конечно, отношения с Вашингтоном повлияют на результат. Однако главным станет то, насколько Кремль сможет справиться с социальными волнениями.