Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперт: РФ может воспользоваться слабостью ЕС после визита Борреля в Москву (Polskie Radio, Польша)

© Пресс-служба представительства ЕС в РФ / Перейти в фотобанкВстреча главы МИД РФ С. Лаврова и верховного представителя ЕС Ж. Борреля
Встреча главы МИД РФ С. Лаврова и верховного представителя ЕС Ж. Борреля
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит в РФ Жозепа Борреля был ошибкой, продемонстрировав беспомощность политики ЕС в отношении России. Многие государства научились пользоваться ошибками ЕС, считает польский эксперт. Однако в ЕС не научились делать из них выводы. Многие проблемы забалтываются и заполняются «новоязом» ЕС — разного рода резолюциями.

Несмотря на возражения Польши и стран Балтии на прошлой неделе состоялся визит в Москву верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Это был первый визит такого высокопоставленного представителя Евросоюза в Россию с 2017 года.

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности на встрече с главой МИД России Сергеем Лавровым призвал освободить Алексея Навального и провести расследование его отравления. Жозеп Боррель также отметил, что пока никто в Евросоюзе не вводил новых санкций против России в связи с ситуацией вокруг Алексея Навального. В ответ Сергей Лавров заявил, что Евросоюз не является надежным партнером и что Россия уже привыкла к санкциям.

Во время пребывания Борреля в Москве российские власти выслали трех дипломатов стран ЕС — Польши, Швеции и Германии, наблюдавших за демонстрациями в Москве в защиту Алексея Навального. В МИД России такую активность иностранных дипломатов назвали вмешательством во внутренние дела России.

После решения о высылке польского дипломата, работающей в Генеральном консульстве Республики Польша в Санкт-Петербурге, МИД Польши выразил «сожаление по поводу действий властей Российской Федерации, которые еще больше усугубят кризис в двусторонних отношениях». В МИД Польши сообщили, что «польский дипломат выполняла исключительно официальные задачи, вытекающие из дипломатического статуса и в соответствии с Венской конвенцией».

Глава Бюро национальной безопасности Польши Павел Солёх раскритиковал визит Борреля, отметив, что тот не встретился с Алексеем Навальным. Жозеп Боррель лишь заявил, что Европейский союз уважает суверенитет России, но напоминает властям страны, что они обязаны соблюдать международные стандарты, включая права человека и гражданские свободы.

Еще ранее министр в Канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский заявил, что визит в РФ верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности был ошибкой, продемонстрировав беспомощность политики ЕС в отношении России.

Политику ЕС в отношении РФ мы обсуждаем с Яцеком Раубо, экспертом из Университета Адама Мицкевича в Познани и фонда «Институт стратегической безопасности».

Яцек Раубо отмечает, что со стороны России мы наблюдали «демонстрацию силы и возможностей» по отношению к Европейскому союзу. Почему же Боррель все-таки полетел в Москву, хотя об ошибочности этого шага предупреждала в том числе Польша:

Либо нет аналитического центра, либо это было политическое решение, которое может оказаться весьма опасным, направленным на достижение определенной, на первый взгляд прагматичной, перезагрузки, либо попытки перезагрузки в отношениях с Россией, своего рода сигналом России. А Россия использует слабых, тех, кто проявляет слабость, и мы видели это много раз, не только в отношениях с Европой или, шире, в нашем географическом пространстве, но мы видели это на многих других направлениях, где россияне проводят очень жесткую политику. И здесь я хотел бы привести пример Великобритании, которая столкнулась с действиями России на ее территории — я имею ввиду дело Скрипалей.

С Россией нужно вести беседу скорее в стиле НАТО. Североатлантический альянс после событий в Крыму и Донбассе указывает на то, что хотя с Россией может вестись дискуссия, мы должны быть сильными, едиными и реформировать наши силы. Поэтому мы наблюдаем огромную диспропорцию между Европейским союзом и НАТО, сравнивая их потенциалы в отношении России.

Что в таком случае может и должен сделать ЕС? Своим мнением делится Яцек Раубо:

ЕС должен был бы вести такую политику, которая отражала бы нашу экономическую и политическую мощь. Наш внутренний потенциал располагает к возможностям «игры» с зарубежными партнерами, которые, казалось бы, действуют в одиночку и уже поэтому слабее нас, как может показаться. Однако, что мы сегодня наблюдаем? Внутри ЕС ведутся споры, идут поиски новой идеологии ЕС, которая бы сплотила союз. А за рубеж направляются дипломаты, как мы видели в случае Борреля, за которыми не стоит реальная сила. И российские аналитики, изучив этот вопрос, позволили себя «разыграть» своего рода «оперетту» — я имею ввиду заявления Лаврова. Это стало возможно, потому что россияне видели, что Боррель не представляет единой позиции всего ЕС. И, пожалуй, к такого рода ситуациям уже нужно привыкнуть.

Мы наблюдаем это на примере спора вокруг газопровода «Северный поток — 2», замороженных Россией конфликтов в разных частях мира, участия в этих конфликтах российских наемников. Это, естественно, угрожает безопасности стран ЕС. Также я хотел бы обратить внимание на то, что для французов, испанцев, бельгийцев важным сигналом является то, что Россия вторгается в сферу их интересов в Африке. Эти страны должны на это обратить внимание. Однако мы скорее самоуспокаиваемся тем, что когда-то покажем свою мощь, потому что сильны экономически. Когда-то американцы были уверены в том, что являются «творцами истории», однако китайский фактор и расширение влияния Китая в Азии и тихоокеанском регионе их быстро опустило на землю. А мы, увы, еще живем какими-то иллюзиями.

В этой ситуации перед Польшей стоят сложные задачи — в первую очередь в области анализа происходящего в мире, — отмечает Яцек Раубо:

Чтобы, во-первых, понять процессы, протекающие внутри ЕС. Нужно сохранять определенную критичность по их отношению, а порой, может быть, использовать в своих интересах. Так, например, Германия ведет достаточно независимую внешнюю политику — в частности, в отношении таких империй как РФ, США. И европейским структурам пора отрезвиться. Кажется, некоторые из них жили в своего рода собственной информационной сказке.

Если же политика ЕС в отношении РФ сохранится прежней, то Яцек Раубо прогнозирует ее развитие в следующем ключе:

За этим последуют очередные уступки и проблемы, которые россияне будут разыгрывать. И это не только европейско-российские проблемы. Давайте вспомним, как мало было сделано выводов из миграционной проблемы с Турцией. Турция слабее России, однако она смогла воспользоваться противоречиями внутри ЕС, сыграть на немецком направлении, чтобы использовать это в своих интересах. Таким образом, многие государства научились пользоваться нашими ошибками. Однако научились ли мы делать из них выводы? Мне кажется, что многие проблемы забалтываются и заполняются «новоязом» ЕС — разного рода резолюциями.