Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
The New York Times (США): Москва увольняет театрального режиссера, нагнетая страх перед репрессиями

Режиссер Кирилл Серебренников известен своими постановками со слабо завуалированной критикой в адрес российского государства. Ему не продлили контракт с «Гоголь-центром».

Режиссер Кирилл Серебренников - ИноСМИ, 1920, 10.02.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газета The New York Times рисует образ театрального режиссера, которого злая власть подвергла репрессиям за критику в свой адрес. Тем не менее «Гоголь-центр» существовал и существует на деньги именно этой власти, а режиссер так и не предоставил суду отчет о том, куда ушли деньги, выделенные на конкретный проект.

В России уволен один из самых известных театральных режиссеров. Многие расценили этот шаг как попытку подавления творческой свободы в стране.

Руководивший в Москве «Гоголь-центром» режиссер Кирилл Серебренников написал во вторник в Инстаграме, что городской департамент культуры уведомил его об отказе продлевать заключенный с ним трудовой договор после истечения 25 февраля срока его действия.

«„Гоголь-центр" как театр и как идея продолжит жить. Потому что театр и свобода важнее и шире, а значит, и живучее всевозможных чиновников», — написал Серебренников.

Художественным руководителем этого московского театра, получающего финансирование от города, Серебренникова назначили в 2012 году. Он преобразил его, сделав одной из самых ярких и выразительных театральных площадок Европы. В его постановках часто присутствовала слабо завуалированная критика жизни при президенте Владимире Путине, а иногда там показывали сцены с обнажением и картины сексуального характера, что противоречило деятельности российского государства по защите семейных ценностей.

Тем не менее, элитные российские организации из области культуры поддерживали работу Серебренникова. В 2017 году Большой театр поставил в Москве балет о жизни Рудольфа Нуриева. Руководил постановкой Серебренников. Балет вызвал немало пересудов, так как в нем подчеркивалась гомосексуальность танцора. (Одобрение гомосексуальности в России является преступлением.)

Но поддержки таких организаций было недостаточно, чтобы защитить режиссера от нападок властей. В 2017 году Серебренникова поместили под домашний арест, обвинив в краже государственных средств из «Гоголь-центра» на сумму свыше миллиона долларов. Он продолжал работать из своей московской квартиры, сняв кино, отобранное на кинофестиваль в Канны, и поставив оперы в Цюрихе и Гамбурге. Дело Серебренникова привлекло внимание западной творческой интеллигенции и правозащитных организаций.

В июне прошлого года Серебренникова приговорили к трем годам лишения свободы условно и к штрафу на сумму 11 000 долларов.

Его увольнение совпало по времени с усилением репрессий против политической оппозиции, которая организовала массовые демонстрации по всей стране в поддержку самого заметного критика Путина Алексея Навального. На прошлой неделе Навального приговорили к двум годам лишения свободы.

Во время этих протестов было задержано несколько артистов, в том числе, популярный рэпер Oxxymiron и члены политического художественного коллектива Pussy Riot.

Увольнение Серебренникова не стало неожиданностью, поскольку на прошлой неделе государственное информационное агентство ТАСС опубликовало статью, где со ссылкой на анонимные источники из Министерства культуры сообщило, что договор с Серебренниковым продлевать не будут. Этому попытались помешать видные деятели российского театрального мира. В воскресенье Ассоциация театральных критиков направила открытое письмо в мэрию Москвы с призывом оставить Серебренникова на посту художественного руководителя. «„Гоголь-центр" невозможен без Серебренникова. Москва 2020-х невозможна без „Гоголь-центра"», — говорится в этом письме.

«Происходящее сегодня в России в целом и в ее культурном пространстве — это очень печальная картина. Здесь меньше свободы и больше насилия властей, — написала получившая международное признание автор романов Людмила Улицкая. — Мое почтение и уважение Кириллу Серебренникову. Он достойный представитель русской культуры».

Зарубежные театральные деятели тоже осудили этот шаг. «Это явный сигнал о том, что свобода творчества низведена до нуля», — сказал Томас Остермайер, работающий художественным руководителем берлинского театра «Шаубюне», на сцене которого ставили спектакли Серебренникова во время гастролей его театра.

Ни Серебренников, ни представитель московского департамента культуры не ответили на просьбы дать комментарии.

Остермайер опасается, что московские власти поставят руководить «Гоголь-центром» человека со стороны, и он превратит театр в «скучное, безопасное, заурядное пространство». Однако российские государственные СМИ во вторник сообщили о том, что театр возглавит актер и режиссер «Гоголь-центра» Алексей Агранович. Пресс-секретарь театра на просьбу дать комментарий не откликнулся.

Театральный критик Марина Давыдова написала перед назначением Аграновича, что кандидат из театра стал бы оптимальным решением, потому что это позволило бы сохранить театр, его труппу и лучший репертуар«.

«Жизнь здесь по-прежнему кипит, — сказала она, — и художественные, творческие достижения вполне возможны».

Серебренников не сообщил, что он планирует делать дальше, но разместил в Инстаграме послание своим коллегам по «Гоголь-центру» и многочисленным поклонникам. «Постарайтесь сделать так, чтоб театр оставался живым, — написал он. — Вы знаете, что надо делать».