США и их союзники по НАТО все больше тревожит развитие российского подводного флота: их подлодки плавают все тише и дольше, а благодаря новым ракетам могут наносить все более дальние удары.
Проблема возникла, потому что ВМС США еще не определились, как будет выглядеть их будущий флот, но командующий ВМС США в Европе адмирал Роберт Бёрк (Robert Burke) заверил, что в подводной борьбе в Атлантике они не единственные.
«Я скажу, что на этом театре, в отличие от коллег на Индо-Тихоокеанском театре, у нас есть несколько высококлассных союзников и партнеров, чьи ВМС действуют так же, как американские, и сотрудничают с нами ежедневно», — заявил Бёрк в этом месяце на мероприятии, организованном Центром стратегических и международных исследований.
Бёрк назвал Великобританию и Францию «чрезвычайно надежными и способными партнерами», добавив, что Канада и Норвегия «тоже вносят значительный вклад в подводную войну на театре», а Дания «расширяет свои возможности».
«Их надводные силы тоже невероятно способны, — сообщил Бёрк. — В акустических условиях Атлантики, в некоторых ее частях, сегодняшние надводные корабли позволяют нам неплохо справляться с российскими подводными лодками шестого поколения».
«Наука на моей стороне»
Конкретного района Бёрк не назвал, но, по всей видимости, имел виду морское пространство между Гренландией, Исландией и Великобританией, известное как Фареро-Исландский рубеж, предположил эксперт по войне на море и старший научный сотрудник Гудзоновского института Брайан Кларк (Bryan Clark).
Этот рубеж — «бутылочное горлышко» между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Его пересекают корабли и подводные лодки могучего российского Северного флота, базирующегося в Арктике, чтобы достичь Атлантики.
Поэтому в этом регионе британский флот совместно с ВМС США разместил свои эсминцы и фрегаты, сообщил Кларк, отметив, что «эффективными фрегатами» также отметились Норвегия, Италия, Франция и Испания.
Что касается противолодочной «охоты», то после холодной войны ВМС стали уделять Фареро-Исландскому рубежу особое внимание. По мере роста напряженности в отношениях с Россией за последнее десятилетие эти ворота приобрели новое значение, став своего рода «линией на песке», сообщил ранее Кларк.
К северу от него «находится очень глубокий бассейн с холодной водой, и вот она идеальна для распространения звука. Так что я услышу даже тихую подводную лодку — может, даже лучше, чем в большинстве других мест планеты», — сообщил в интервью в декабре 2018 года капитан ВМС в отставке Джерри Хендрикс (Jerry Hendrix).
«Что касается глубоких и холодных вод, то наука на моей стороне», — заверил Хендрикс, ссылаясь на свой опыт противолодочной войны.
Однако в воде вокруг островов условия меняются, и это затрудняет отслеживание подводных лодок. «Но если вы их вычислили, пока они туда не добрались, велики шансы, что вы их уже не потеряете», — добавил Хендрикс.
«Возможность контролировать ситуацию и вести противолодочную войну к северу от рубежа усилит наши способности отслеживать ситуацию и к югу от него, — сказал Хендрикс. — В таких случаях важна география».
«США больше не убежище»
Военно-морские силы США и НАТО продвинули свои противолодочные силы дальше на север. Американские эсминцы, основная надводная противолодочная платформа, провели конец 2020 года в Баренцевом море — в совместных учениях с британскими и норвежскими военными кораблями.
Россия же считает Баренцево море «бастионом» своих подводных лодок с баллистическими ракетами. Поскольку они — часть ее потенциала для нанесения ответного ядерного удара, то эти воды «очень уязвимы», сообщил в ноябре директор Программы российских исследований в некоммерческой исследовательской группе CNA Майкл Кофман (Michael Kofman).
По сообщениям, в конце 2019 года российские подводные лодки провели масштабные учения, проверяя способность достичь Северной Атлантики незамеченными. В июле корабли ВМС США провели совместные с НАТО учения по борьбе с подводными лодками вокруг Исландии, а в сентябре ВМС США провели аналогичные учения в Северной Атлантике уже самостоятельно.
Эти учения отражают тревогу США и НАТО по поводу того, на что способны в войне бороздящие Атлантику подводные лодки противника. В предыдущих конфликтах подводные лодки нацеливались в первую очередь на морские перевозки, но современные, более тихие российские подводные лодки с их возможностью запускать ракеты далеко в территорию суши стали новой угрозой.
«Сейчас уже общеизвестно, что наша родина перестала быть убежищем, поэтому мы должны быть готовы к боевым действиям высокого уровня в местных водах», — заявил во время сентябрьских учений командующий подводным флотом ВМС США вице-адмирал Дэрил Кодл (Daryl Caudle).