В Кремле на этой неделе наверняка хлопали пробки из-под крымского игристого, когда завершился нелепый визит в Москву руководителя внешней политики Евросоюза. Старомодный испанский социалист Жозеп Боррель «общался» с российским руководством в тот самый день, когда осужденного диссидента Алексея Навального снова привезли в суд, где ему предъявили свежий набор обвинений.
Во время этого визита Боррель молча слушал старого лиса дипломатических интриг Сергея Лаврова, который во всеуслышание бранил ЕС, называя его «ненадежным партнером». Потом Боррель узнал из Твиттера, что Россия выдворила трех европейских дипломатов. Несмотря на этот афронт, Боррель держался: он не упомянул кризис на Украине и безуспешно пытался снискать расположение российского министра, пожаловавшись россиянину на то, как Америка обращается с Кубой. Лавров, заводя ситуацию в дипломатический тупик, сказал ЕС, чтобы тот не лез, куда не надо, и молчал про Навального.
73-летний испанец с восхищением говорил о российской вакцине «Спутник V», хотя Европейское агентство по лекарственным средствам ее еще не утвердило. Когда Боррель уехал, российский МИД показал видео, начинающееся с того, как Навальный критикует вакцину,
а заканчивающееся хвалебными словами Борреля. Иначе говоря, Россия Боррелем попользовалась, выставив дураком. А Боррель наивный, вообразил, будто Россия перешла к обороне и готова пойти на уступки, чтобы ее снова пустили в международную семью. Россия поняла, какой он простофиля, и воспользовалась случаем к собственной выгоде.
Было множество моментов, когда Боррелю следовало открыто выразить свое «фи». То есть — неудовольствие и возмущение. Не сделав этого, он унизил ЕС. Идея о том, что Владимир Путин мечтает о европейском будущем, умерла давным-давно, не позднее 2014-го года, когда он незаконно аннексировал Крым и направил своих людей на восток Украины разжигать войну. По словам бывшего командующего эстонской армией Рихо Терраса (Riho Terras), визит Борреля был подобен схватке хоккейной команды с фигуристкой, где роль танцовщицы на льду.играл Боррель. Господин Террас, ныне являющийся депутатом Европарламента, уже собрал группу из 70 коллег, которые коллективно потребовали отправить комиссара по внешней политике в отставку.
Но этого не произойдет, потому что уход Борреля изобличит откровенную слабость плохо управляемой Еврокомиссии. А начиналось все с больших амбиций и стремления войти в высшую лигу. Тон задал аналитический центр «Брейгель», базирующийся в Брюсселе и дающий советы ЕС. Центр заявил: «Ни Китай, ни США не отделяют экономику от геополитики. ЕС должен научиться думать как геополитическая держава, определяя свои цели и действуя стратегически».
Но немцы знают, как легко председательствующая в комиссии с декабря 2019 года Урсула фон дер Ляйен сдается в условиях больших кризисов, как она валит все с больной головы на здоровую и оказывается неспособной решить пустячные проблемы. Будучи министром обороны ФРГ, она погрязла в скандале из-за контрактов. Тогда Урсула фон дер Ляйен привлекла высокооплачиваемых консультантов к перестройке вооруженных сил, но те не соблюдали правила. Началось расследование. Фон дер Ляйен (или ФДЛ, как ее называют в народе) вышла сухой из воды, причем как раз вовремя, чтобы занять высокий пост в Еврокомиссии.
Теперь она столкнулась с кризисом закупки вакцин и явно не справляется с этой работой. Урсула фон дер Ляйен вызывает недовольство граждан, неуклюже обращаясь с производителями, попирая соглашение о Брексите. Начинала она правильно, ведь закупленная ЕС вакцина должна быть безопасной, а распределять ее следовало по справедливости. Небольшие члены ЕС были ей благодарны, поскольку тревожились, что в общей давке их растопчут у прилавка вакцин. А потом все ее изъяны стали вылезать наружу. Круг ее помощников оказался слишком тесным, слишком слабо было налажено взаимодействие между странами-членами, контракты исполнялись из рук вон плохо, было очень слабое понимание технологии производства вакцины. В условиях дефицита времени и увеличения смертности в больницах ФДЛ начала принимать поспешные решения. А система Икун позволяла ей поступать таким образом. «Будете судить обо мне по окончании моего пятилетнего срока», — говорит ФДЛ. Но это же просто страстная мольба не увольнять ее! Кстати, если не считать борьбу с пандемией, другие ее планы исполняются неплохо. В сентябре ее покровительница Ангела Меркель уйдет с поста канцлера и с политической сцены, из-за чего авторитет и влияние ФДЛ в Брюсселе еще больше ослабнет. ФДЛ, говорят там, можно расшифровать и как «фу, дрянной лидер».
Поэтому и Борреля тоже нельзя отправлять в отставку, хотя он явно не в состоянии дать Европе новую геополитическую концепцию. Китайский министр иностранных дел Ван И (Wang Yi) провел позавчера беседу с Боррелем и подчеркнул, что он с большим одобрением относится к «самостоятельности и независимости ЕС». Под этим он подразумевал независимость от Вашингтона. Боррель, как и полагается, в ответ напомнил ему о «прочных узах» ЕС с США. Но шпилька запоздала: трудно не прийти к выводу, что Еврокомиссия в своем стремлении обрести вес и влияние крупной державы скорее склонна сочувственно выслушивать тиранов в лице России и КНР, нежели своего главного союзника. Французский президент Макрон, как видно, тоже не очень-то заинтересован в ведомом США союзе демократий, цель которого — сдерживать Китай и Россию. Он очень по-макроновски охарактеризовал эту идею, сказав, что в ней заложена «наивысшая из всех возможных степень конфликтности».
Беседа Борреля с Ваном во многом прошла точно так же, как и с Лавровым. Господин Ван И не признает «ложь и дезинформацию» о том, как Китай обращается с уйгурами в Синьцзяне. Ван И также не поддерживает мятежников в Гонконге. Боррель слушает его — и не дает китайцу отпор. Это происходит не только потому, что Боррель издавна критикует американские администрации, скажем, за их «ковбойскую дипломатию» в Венесуэле. Молчание объясняется еще и тем, что ЕС в конце прошлого года поспешно заключила торговую сделку с Пекином. США запрещают импорт хлопка из Синьцзяна, заявляя, что это результат принудительного труда уйгуров. А ЕС поспешил протолкнуть торговое соглашение с Пекином до прихода администрации Байдена, чтобы не следовать примеру Америки. А ведь насколько разумнее было бы для ЕСМ сначала поговорить с американцами.
Однако слово «разумно» не очень-то подходит для европейской внешней политики и Еврокомиссии, руководство которыми осуществляется без должного спокойствия и ответственности.