Леонид Волков, глава сети региональных отделений Фонда борьбы с коррупцией Навального (включен Министерством юстиции РФ в список иноагентов, прим. ред.), объявил о том, что протесты приостанавливаются, и что их лидера из тюрьмы «вытащат» с помощью дипломатического давления и санкций.
Всего несколько дней прошло с тех пор, как «Нью-Йорк Таймс» обратил внимание на то, что супруга Алексея Навального могла бы вместо него стать кандидатом от оппозиционных сил на осенних парламентских выборах в России. И вот Светлана Тихановская уже обратилась к Юлии Навальной. Бывший кандидат на президентских выборах в Белоруссии, бежавшая в Литву, призвала супругу Навального взять на себя лидерство в оппозиции.
«Когда власти сажают наших мужей в тюрьму за агитацию и желание улучшить жизнь в наших странах, нам, женам, остается только встать на их место и поддерживать их», — заявила Тихановская в интервью «Франс-Пресс».
Российские политические аналитики ожидали этого призыва. О таком развитии событий в ноябре говорил и «Абендлих Гамбург». Его автор тогда, ссылаясь на собственные источники, писал, что после провала истории с отравлением Навального западные спецслужбы решили заменить блогера его супругой. Матиас Фрице написал в этой газете, что история с отравлением Навального так плохо состряпана, что концы торчат со всех сторон и видны всем без исключения.
Это повлияло на «жалкий рейтинг» Навального и его политические перспективы, как написал автор, что подтвердили все опросы негосударственного российского «Левада Центра». Фрице отметил, что западные спецслужбы, которые сосредоточились на Навальном еще до отравления, пришли к выводу, что он политический лузер, а отделения, которые он открыл в регионах, разваливаются без всякого влияния власти.
«Худшее для Алексея то, что люди не видят его в качестве лидера и не воспринимают как независимого политика», — говорится в статье. Автор делает вывод, что Юлия, которая не так конфликтна и до сих пор не проявила себя в политике, могла бы взять на себя эту роль. Согласно этому сценарию, последовало возвращение Юлии и Алексея в Москву, хотя из-за ордера заранее было известно, что его арестуют прямо в аэропорту.
Ясно, что инаугурация первой дамы оппозиции в качестве единственного лидера противников Путина не пройдет гладко. Однако, как и утверждал автор немецкой газеты еще тогда в ноябре прошлого года, на представителей российской оппозиции уже начали давить, чтобы убедить их поддержать решение сделать Юлию Навальную единственным оппозиционным кандидатом. Два дня назад основатель либеральной партии «Яблоко» Григорий Явлинский опубликовал статью, в которой резко раскритиковал методы, применяемые Навальным. По словам Явлинского, их цель — «разжигание примитивной социальной розни», и демократическая Россия, о которой он мечтает, не соответствует подобной политике Навального. Ему тут же ответил бывший мэр Екатеринбурга и депутат Государственной думы Евгений Ройзман, который сказал, что больше не считает возможным выдвигаться от партии «Яблоко» на осенних выборах в Госдуму.
Неожиданно в пятницу вечером Леонид Волков, глава сети региональных отделений Фонда борьбы с коррупцией Навального, который власти внесли в список иностранных агентов, объявил, что в ближайшие недели протесты организовываться не будут. По словам Волкова, их лидера из тюрьмы «вытащат» с помощью дипломатического давления и санкций, над которыми европейская и американская администрация уже работают.
Российские аналитики уверены, что этот поворот соответствует резким заявлениям американского и французского президентов Джо Байдена и Эммануэля Макрона в адрес Кремля, и что последует переформатирование протестов. Ожидается, что их возобновят летом, и они продлятся до сентября, когда назначены выборы. Возможен также вариант, при котором тот же сценарий будет снова применен в Белоруссии. За два дня до того, как обратиться к Юлии с призывом заменить супруга в политической борьбе, Тихановская встретилась в онлайн-формате со спецпредставителем парламентской ассамблеи ОБСЕ по Восточной Европе Даниэлой де Риддер.
По сообщению ОБСЕ, они беседовали о том, каким образом международному сообществу лучше всего поддержать демократические процессы в Белоруссии, и де Риддер заявила, что Белоруссия стоит одной из первой в списке приоритетов, и что запланирован ряд встреч с белорусскими руководителями, оппозицией и неправительственным сектором.