С момента начала пандемии коронавируса Китай и Россия стали использовать поставки медицинских препаратов для того, чтобы получить выгоду в области внешней политики. Весной прошлого года обе страны направляли маски и другие средства индивидуальной защиты странам, сильно пострадавшим от covid-19. Сегодня они обещают свои вакцины — и уже добились определенного успеха.
Поскольку более богатые страны захватывают большую часть авторизованной вакцины, произведенной западными компаниями, страны с низкими и средними доходами — от Бразилии и Нигерии до Алжира и Египта — обращаются за такими препаратами к Москве и Пекину. Китайские вакцины находят себе покупателей в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Вакцины государственной компании «Синофарм» (Sinopharm) распространяются в Объединенных Арабских Эмиратах и на Балканах. Фирма «Синовак» (Sinovac) получила заказы из Турции и Бразилии, тогда как рассчитанная на одну инъекцию вакцина компании «КэнСино» (CanSino) проходит испытания третьей фазы в некоторых других странах, включая Пакистан и Мексику.
Усилия этих компаний поддерживается всем государственным аппаратом Китая. Пекин, подписавший контракты на поставку с парой дюжин стран, начал действовать в этом направлении, используя кооперационные каналы своего проекта «Один пояс, один путь». «Здравоохранение было одним из пунктов проекта „Один пояс, один путь". В условиях пандемии коронавируса это направление стало основным фокусом», — говорит Мориц Рудольф (Moritz Rudolf) из Немецкого института по международным отношениям и безопасности (German Institute for International and Security Affairs).
Тем временем Россия утверждает, что получила заказы на 1,2 миллиарда доз на свою вакцину с двойной инъекцией «Спутник V», которую эксперты авторитетного журнала «Ланцет» (The Lancet) назвали безопасной и эффективной. Это позволило обеспечить ее экстренное одобрение в целом ряде стран, включая Аргентину, Мексику и Белоруссию. Во вторник Иран начал массовую вакцинацию, и первым прививку вакцины «Спутник V» получил сын министра здравоохранения этой страны.
Для Москвы вакцинная дипломатия тоже выгодна, поскольку она создает проблемы в Евросоюзе, который сталкивается с задержками в поставках вакцины, а также медленно проводит кампанию по вакцинации. На прошлой неделе Россия поставила свою вакцину в Венгрию, хотя «Спутник V» еще не получил одобрения со стороны Евросоюза.
После тюремного заключения оппозиционного активиста Алексея Навального отношения России с Евросоюзом и Соединенными Штатами ухудшились, и на этом фоне публикация в журнале «Ланцет» способствовала укреплению позиции Москвы на мировой арене, считает Тереза Фэллон (Theresa Fallon), директор исследовательского Центра российских, европейских и азиатских исследований (Centre for Russia Europe Asia Studies). «Это та карта, которую Владимир Путин может использовать для того, чтобы отойти от поддерживаемого некоторыми членами международного сообщества нарратива о том, что Россия после аннексии Крыма является государством-парией, и перейти к более позитивному нарративу о том, что она является разработчиком вакцины и „освободителем" (liberator) от пандемии коронавируса», — подчеркивает она.
Программы Китая и России контрастируют с более медленными многосторонними усилиями: Всемирная организация здравоохранения с большим трудом начинает осуществлять поставки в более бедные страны в рамках программной инициативы по предоставлению вакцины (Covax). «Это немного унизительно», — сказал президент Франции Эмманюэль Макрон в интервью организации «Атлантический совет» (Atlantic Council) на прошлой неделе. Однако кратковременные задержки, по его мнению, были необходимы для того, чтобы проверить вакцину в соответствии с самыми высокими стандартами.
В то время как «Спутник V» получил определенное научное признание, в отношении эффективности китайских вакцин существует очень мало транспарентности. «Нам более или менее достоверно известно, что они никого не убивают», — говорит Франсуа Эйсбур (François Heisbourg) из Международного института стратегических исследований. Увеличение масштабов производства тоже будет иметь ключевое значение для коммерческого использования — особенно потому, что России и Китаю еще нужно привить свое собственное население.
Вакцинная дипломатия сталкивается с некоторыми дополнительными сложностями. Тайвань запретил импорт из Китая, тогда как Украина отказывается использовать «Спутник V». Индия, крупный производитель фармацевтический препаратов, пытается противодействовать усилиям Китая и бесплатно направляет своим соседям вакцину «АстраЗенека/Оксворд» (AstraZeneca/ Oxford).
Запад почти не замечает происходящую у него под носом вакцинную войну. Стратегия Китая является «более успешной, чем это признается в Европе», — считает Мориц Рудольф. Несмотря на то, что некоторые направленные Китаем средства индивидуальной защиты оказались некачественными в период первой фазы пандемии коронавируса, Пекин произвел затем большое впечатление, так как оказался первым поставщиком для многих стран за пределами Евросоюза, особенно для некоторых самых бедных стран Африки. Между тем Соединенным Штатам следует обратить внимание на активность Китая и России в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Это еще одна причина, — помимо гуманитарной, экономической и научной, — по которой Запад должен сдержать свои обещания относительно быстрой поставки дешевой или бесплатной вакцины в рамках программы Covax.