Невнимание к Украине в прошлом году простительно. Реформаторские усилия страны постигала одна неудача за другой. В марте президент Владимир Зеленский отправил правительство реформаторов в отставку, и с этого момента дела покатились под откос. К осени страна погрузилась в конституционный кризис и сильно смягчила антикоррупционное распоряжение, обязавшее государственных чиновников раскрывать свои активы в интернете. Но самое главное, Зеленскому не удалось обуздать олигархов. К концу 2020 года среди наблюдателей воцарился пессимизм.
Однако президентство Джо Байдена пробудило украинцев, и если президент Байден поступит мудро, желание Киева восстановить теплые отношения откроет возможности для сближения Украины с Западом.
Президентство Байдена дает шанс восстановить американо-украинские отношения из осколков, оставленных администрацией Трампа. Трамп превратил восточноевропейскую страну в вопрос внутренней политики США всего через несколько месяцев после инаугурации Зеленского. Это было ужасно, и у Зеленского есть все основания не доверять Вашингтону. Но Зеленский сказал, что хочет войти в историю и стремится к международному престижу, который достигается тесными отношениями с США. Уже несколько недель Зеленский шлет массу личных и публичных сигналов: позвоните же мне! Он отчаянно добивается телефонного разговора с новым президентом.
Желание Зеленского поговорить с новым президентом прозвучало в редком и продолжительном интервью с [американским новостным сайтом] Axios спустя всего три дня после инаугурации Байдена. Объяснение нашел многолетний иностранный корреспондент «Юкрейн бизнес ньюс» (Ukraine Business News) Джим Брук (Jim Brooke) — этой новостной сетью раньше руководила жена госсекретаря Энтони Блинкена Эван Райан (Evan Ryan).
И это не единственные сигналы Киева в надежде умаслить Байдена. Наблюдатели, в том числе Брук, насчитали еще минимум четыре.
Во-первых, 28 января 2021 года Украина возбудила уголовное расследование по факту вмешательства в президентские выборы в США. Скорее всего, оно ни к чему не приведет, но это сигнал.
На следующий день, 29 января, Киев запретил деятельность четырех китайских компаний, в том числе «Скайризон авиэйшн» (Skyrizon Aviation), которые вместе с украинским бизнесменом пытались поглотить производителя авиадвигателей «Мотор Сич». Решение Зеленского было принято вскоре после того, как США внесли компанию «Скайризон» в список угроз национальной безопасности.
Затем последовал важный, пусть и незаметный телефонный звонок. 1 февраля госсекретарь США Блинкен пообщался с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой и пообещал, что Вашингтон продолжит продавать Киеву смертоносное оборонительное оружие. Но после всего того, что Украина пережила в 2019 году, Киеву захотелось заверений главнокомандующего, и натиск обаянием продолжился.
Наконец, 4 февраля Зеленский запретил три украинских телеканала: 112 Украина, News One и ZIK, которые распространяли российскую пропаганду. Хотя в совокупности на них приходится менее 6% рынка, это важный новостной сигнал. Решение наложить санкции на их владельца — первый с 2015 года решительный шаг Украины в попытке ограничить российскую пропаганду в эфире. Многие украинские комментаторы подозревают, что он продиктован политическими соображениями, ведь поддержка Зеленского падает, а голоса «Оппозиционной платформы за жизнь» растут. Так что это способ упрочить поддержку, заглушив рупор своего противника. (Истинный владелец медиа-холдинга Виктор Медведчук — глава политсовета «Оппозиционной платформы за жизнь» и главный агент Владимира Путина на Украине).
Похоже, Зеленский убедил и Раду упрочить свои усилия. Недавно депутаты одобрили два законопроекта о реформе ведомств, на которые Запад жаловался годами.
28 января Рада приняла в первом чтении законопроект, лишающий Службу безопасности Украины (СБУ) полномочий по расследованию преступлений и коррупции. СБУ не реформировалась и приносит массу проблем. Ее крупный отдел по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией наводит ужас на честных предпринимателей и печально известен своими рейдерскими захватами.
На следующий день парламент протолкнул в первом чтении законопроект, который положит начало процессу приватизации «Укроборонпрома» — громоздкого оборонного концерна, который постоянно обвиняют в коррупции и неэффективности. С его окончательным одобрением Украина получит шанс отказаться от своих старых секретных фабрик и заводов в советском стиле и построить современный оборонный сектор.
Зеленский хочет телефонного разговора с Байденом, и он его заслуживает — после всего того, через что Украина прошла в 2019 году. Некоторые наблюдатели спрашивают, не означают ли последние шаги Киева, что Зеленский решительно встал на сторону Вашингтона и Запада. Это сомнительно, учитывая все укоренившиеся интересы и неспособность Зеленского их сдержать. Но Байден получит реальный шанс перезагрузить отношения, если протянет Киеву руку, при этом твердо настаивая на реальном прогрессе в реформах, вплоть до очищения судов. Для этого достаточно просто снять трубку.
Мелинда Хэринг — заместитель директора Евразийского центра Атлантического совета