По количеству задействованных в энергетике ядерных реакторов Украина занимает девятое место в мире и пятое в Европе. На Украине действуют четыре атомные электростанции с 15 энергоблоками, одна из которых, Запорожская АЭС с шестью энергоблоками общей мощностью в 6000 МВт, является самой мощной в Европе. Два недостроенных энергоблока (один из которых планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году) есть на Хмельницкой АЭС, один — на Южно-Украинской АЭС. Рассматривается возможность строительства еще одного блока на Ровенской АЭС и двух блоков вместо запланированных к выводу из эксплуатации — на Запорожской АЭС. Традиционно АЭС производят около половины всей электроэнергии на Украине, в прошлом году было даже немного больше.
Эти справочные данные общего характера нужны для того, чтобы предметно вести дальнейший разговор о судьбе украинской ядерной энергетики. Признаюсь: автор этих строк в свое время, в конце 1980-х, считал атомные электростанции страшным злом, которое должно быть как можно скорее уничтожено. Однако когда на повестку дня стал вопрос о восстановлении независимости Украинского государства, вместе с ним встал вопрос обеспечения энергетического баланса страны, и стало понятно, что без АЭС не обойтись. Дальше — больше. Ко мне попало несколько трудов Джеймса Лавлока, «патриарха» зеленого движения, консультанта правительства Тэтчер по экологии, то есть известного ученого и отнюдь не левака, который еще в середине 1980-х бил тревогу из-за опасности глобального потепления. Лавлок длительное время отчаянно боролся против использования ядерной энергии. А затем в начале 2000-х опубликовал статью в Independent, которая вызвала огромные споры в научных кругах. В ней ученый призывал экологов отказаться от давнего противодействия использованию атомной энергии, ведь она не производит парниковых газов. Глобальное потепление идет стремительно, и попытаться поставить его под контроль можно только через масштабный переход на атомную энергию, писал он. «Зеленое» движение в массе своей категорически отвергло его призывы, не слишком считаются с этой идей и деловые круги, которые не хотят идти против общественного мнения. Сейчас ставка делается на «зеленую» энергетику, но только в развитых странах, хотя она пока слишком дорога и слишком зависит от сезонов года, и почти все ее разновидности не способны производить электроэнергию стабильно. Чтобы убедиться в этом, достаточно подсчитать количество солнечных дней за эту зиму. А стабильно ли дули ветры?
Конечно, за возобновляемой энергией будущее. Но… Джо Байден заявил о желании обеспечить инвестиции в «зеленую энергетику» в размере $ 2 триллионов, чтобы уже в 2030 году выйти на практически нулевое использование ископаемого топлива в электроэнергетике США. Украине остается только мечтать, чтобы привлечь хотя бы в 100 раз меньше инвестицийи в эту отрасль. Тем более, что к ней уже присосались некоторые олигархи. Поэтому не остается ничего другого, как на ближайшие десятилетия сохранить и развить ядерную энергетику. Еще и потому, что произведенная АЭС электроэнергия дешевле другой, произведенной как тепловым, так и «зеленым» секторами. То есть АЭС с их дешевой энергией — это спасение для нищих и бедных, которых в Украине большинство населения. Только политика власти, похоже, ориентирована на спасение сверхприбылей олигархов…
Но необходимость сохранения и развития ядерной энергии на Украине лежит не только в сугубо экономической и социально-политической плоскостях. Почему-то не принято говорить о военно-политическом значении наличия на Украине 15 реакторов на АЭС. Между тем, представляется, что эти реакторы сдерживают российские агрессивные планы самим фактом своего наличия. Представьте, какие последствия могут иметь масштабные боевые действия на юге Украины, где расположены две АЭС с девятью реакторами! Один из реакторов Чернобыльской АЭС сколько наделал, а здесь в случае чего может и «ЛДНР» накрыть, и Крым, и Черное море… Поэтому пока там работают ядерные энергоблоки, агрессор не слишком торопится с оккупацией «Новороссии», несмотря на возможные непоправимые бедствия для себя (на Украину ему, конечно, наплевать, но и подвергать свое руководство риску тоже не хочется, не говоря уже о международных последствиях таких действий). Но — вот проблема — в 2020-х годах срок эксплуатации реакторов на этих АЭС подходит к концу. А это означает не только большую беду для украинской экономики, для нормальной жизни граждан страны, но и открытые ворота на юге для танковых рейдов российских «миротворцев».
А вот на Ровенской и Хмельницкой АЭС сроки эксплуатации реакторов закончатся гораздо позже, в 2030-х годах (у одного — только в 2050 году). Поэтому они на длительную перспективу будут играть роль «страховых полисов» для этих территорий, поскольку даже Путин не решится вести масштабные боевые действия рядом с более чем полудесятком потенциальных Чернобылей…
Скажете, фантастика, да еще и ненаучная? Первый лауреат премии Джеймса Мейса мой коллега Игорь Лосев с момента прихода Путина к власти в России не уставал предупреждать об опасности военной агрессии со стороны Кремля, еще и вероятные этапы российской инвазии назвал: Севастополь — Крым — Донбасс. Так и произошло. Однако некоторые высокоученые мужи даже в последние годы не устают повторять: просто случайность, он угадал — и не более того, потому что предсказать что-то в социально-политической жизни невозможно. Возникает, правда, вопрос: почему эти люди не откажутся от своих дипломов кандидатов и докторов наук, ведь любая наука (если это не художественный свист) предполагает наличие прогностической функции? Так вот: когда живешь рядом с «Третьим Римом», следует обращать внимание на все, даже на, на первый взгляд, невероятные варианты развития событий — и принимать соответствующие меры. Это касается и АЭС, которые, кроме всего прочего, обеспечивают энергетическую независимость от России. Конечно, при должном их использовании, а не при выключении энергоблоков или переводе их на половинную генерацию в интересах олигархов, которые часто радикально расходятся с украинскими национальными интересами.