Окружной админсуд столицы на днях во второй раз вернул историческое название Московскому проспекту, который в 2016 году переименовали в честь Степана Бандеры.
Решение пока не вступило в силу, поскольку приговор будет обжалован в рамках апелляции. Тем не менее попытка показательная. Далеко не все согласны, что один из крупнейших проспектов столицы назван в честь вождя ОУН (запрещена в России — прим. ред.)- организации, которая обвинялась в сотрудничестве с нацистами, а также в геноциде поляков.
Это показывает и наш опрос.
«Страна» вышла на проспект Бандеры и спросила прохожих, согласны ли они с таким названием и нужно ли его менять.
«Нужно найти нейтральное название»
«Это не имеет никакого смысла, кроме разделения двух половинок страны на враждующие части, — говорит нам парень в наушниках. — Я вырос, мой отец вырос, все время был Московский мост. Отношусь к переименованию негативно. Они просто воруют деньги на табличках». Молодой человек считает, что его дети будут называть проспект Московским, поскольку к этому привыкли многие поколения киевлян.
Другой юноша заявил, что у него отношение к вождю ОУН «неоднозначное». «С одной стороны, он боролся за независимость Украины. В то же время, если бы я был за Советский Союз и воевал с немцами, и понимал, что из-за кустов он (Бандера и его соратники. — прим. ред.) в меня стреляет, то я негативно бы к этому относился. Потому что я защищаю родину, а они в меня стреляют. В то же время нельзя их в этом винить, они были в этом убеждены». По мнению молодого человека, нужно найти новое название — и не Бандеры, и не Московский. «Почему не назвать Минский проспект? Нужно что-то более нейтральное. Какой-то город, который к нам более близок. Например, Нежинский проспект».
Мужчина в медицинской маске негативно отнесся к тому, что суд убрал имя Бандеры с проспекта. «Загнать такой суд надо, — говорит он. — Как этот проспект может быть Московским в данной ситуации между Украиной и Россией? Война идет на востоке. На Украине должны быть свои названия улиц, украинские. При чем тут Россия? Когда мы были Советским Союзом — то есть в оккупации России — тогда все их улицы и герои навязывались украинцам. Гнать их отсюда! Суды им подыгрывают».
Многим опрошенным все равно, как называется проспект. «Мне все равно», — лаконично говорит женщина. «А какая разница? Это не принципиально», — вторит ей мужчина. «Власть и суд занимаются ерундой. Бездельники!» — категоричен еще один киевлянин.
Другой житель столицы заявил, что к обратному переименованию относится отрицательно: «Россия все-таки агрессор. Я сам ветеран АТО, инвалид войны. Поэтому я против».
Женщина предложила найти более нейтральное название — например, Киевский проспект. Еще одна киевлянка заявила, что суду «нечем заняться просто». «Да назовите его Звездный или Абрикосовый и не морочьте голову. Им нечем заняться, они и переименовывают», — говорит она.
Две девушки-студентки заявили, что лучше пусть будет проспект Бандеры. А парень, которого мы встретили после них, показал рукой на пробку, которая тянулась по проспекту. «Как его ни назови, лучше пусть расширяют его, чтобы пробок не было», — уверен он. И тоже предложил, чтобы название относилось к Киеву — например, проспект Владимира Великого. «Ни одно к Киеву не относится, ни второе. Можно еще назвать „проспект №1‟», — предлагает собеседник.
Мужчина в маске с трезубцем заявил, что Бандера — национальный герой Украины, поэтому против решения суда. А вот пенсионерка из Киева призвала вернуть Московский проспект: «Я человек с того века. Не скажу ничего хорошего о Бандере — так меня бабушка учила».
Еще один киевлянин сказал, что «мне нравился Московский. Степана Бандеры — ну, такое. Политика и ничего больше».
«Я за нейтральные названия — не за Степана Бандеры, не за Московский. Я за то, чтобы выбирали нейтральные названия, которые не раздражают никого», — сказала нам другая прохожая. Как видим, эта точка зрения звучит чаще других.
«Назовите как-то нейтрально. Мира, труда, хоть это и совдеповские названия. Или просто по номеру сделайте. Чтобы каждая новая власть не занималась переименованием», — говорит встретившаяся нам пара.
«Название должно соответствовать местности или быть нейтральным. Зачем политические названия?» — высказал мнение пожилой мужчина.
«Что то название — прошлое, что Бандера — прошлое. Да и с Киевом он не связан. Но и Московский сейчас ухо режет», — говорит еще один молодой собеседник.
«А что, после переименования жить лучше стало?» — задается вопросом очередной встреченный нами киевлянин. В целом он против смены названий, к которым люди уже привыкли — это лишь создает для жителей города лишние неудобства.
Заметно, что в молодом поколении — разделение примерно поровну: часть против Бандеры, часть за. Девушка на улице заявила нам, что лучше оставить проспекту имя вождя ОУН, поскольку он герой Украины.
А вот более старшее поколение в основном или против конкретно Бандеры или за более нейтральные названия.
«Назовите его проспект №12. Тогда у новых властей не будет соблазна менять названия. И разногласий не будет», — уверен другой киевлянин.
Еще один парень повторяет тезис, что тема поднимается искусственно, и главное — чтобы машины могли нормально проезжать по проспекту (на момент опроса там тянулась огромная пробка из-за снегопада).
«Если он называется долгое время Московским, пусть и называется. Люди привыкли. Зачем будоражить общество?» — выразил свое мнение еще один молодой человек.
Что означают ответы людей?
Как видим, большинство опрошенных считают, что в идеале проспект должен получить некое политически нейтральное название. То есть чтобы он был не Московский, не Бандеры. Особенно показательно, что такие мнения царят в Киеве.
И это в общем-то и есть главный мейнстрим общественных настроений сейчас — людям надоела конфронтация, поиск внутренних врагов и бесконечные войны вокруг переписывания истории.
Казалось бы, и Виталию Кличко, который претендует на роль общенационального политика, и «слугам народа» с их заявленной на днях идеологией «радикального центризма», следует пойти в русле этих настроений. И предложить проспекту такое имя, которое бы всем нравилось и не разъединяло общество.
Но пока не похоже, что власти готовы по этому пути пойти. Более того, движение началось в обратном направлении — Зеленский пытается переплюнуть Порошенко по многим вопросам, раскалывающим общество. А его соратники усиливают риторику «армии, мовы, веры».