16 февраля у США был крайний срок по продлению санкций против компаний — строителей российского газопровода «Северный поток — 2» (СП-2) по транзиту газа в Европу в обход Украины. Однако, судя по всему, Штаты настроены обсуждать дальнейшие действия в обмен на контроль над газовой трубой.
Как сообщили сразу несколько американских СМИ, новая администрация Белого дома фактически решила пойти на компромисс с властями Германии и даже раздумывает над смягчением санкций. Чем завершится строительство и что будет с будущим транзита газа в Европу через Украину?
Попытка договориться на американских условиях
Американская газета Financial Times 16 февраля сообщила о готовности Энтони Блинкена, госсекретаря и ближайшего соратника Джо Байдена, к переговорам с руководством Германии о смягчении санкций, которые были введены в январе текущего года против участников строительства СП-2.
По данным источников издания, в правительстве Германии, заинтересованной в скорейшем завершении проекта, рассматривают два варианта, которые должны переубедить США, которые выступают против строительства газопровода:
Создать механизм, позволяющий Германии приостановить транзит российского газа через СП-2 в случае усиления давления России на Украину путем сокращения количества поставок по договору с Газпромом. В этом случае позиции США и Германией отличаются подходом к остановкам — Штаты настаивают на автоматической приостановке, как только Россия «заиграется», а Германия желает рассматривать каждый конкретный случай давления.
Предоставление гарантий США о запрете запуска СП-2 в случае, если Россия не изменит внутренней и внешней политики (в частности, это условие касается агрессии России в Донбассе и действий в отношении российского оппозиционера Алексея Навального).
Примечательно, что косвенно в Вашингтоне подтвердили, что санкции против СП-2 — не первоочередная задача. В частности, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, комментируя дальнейшие санкции против СП-2, отметила, что американские власти используют санкции в качестве одного из важных инструментов обеспечения энергобезопасности, а вводить ограничения США планируют лишь в сотрудничестве с союзниками и партнерами. Иными словами, фактически после переговоров с заинтересованными сторонами.
Фатальная отмена и плата за задержку
В свою очередь, в самой Германии, равно как и в России, обязательное завершение строительства (до него, кстати, осталось проложить менее 100 миль газопровода в территориальных водах Дании) продолжают оправдывать всеми правдами и неправдами.
Но и эти аргументы в Германии посчитали недостаточными и пошли ва-банк. В частности, депутат бундестага, официальный представитель фракции «Альтернатива для Германии» по вопросам энергетики Штеффен Котре предложил содрать денег с США за задержку строительства СП-2. «Германии следует ясно заявить США, что санкции должны быть отменены. Нужно усилить давление, пригрозить встречными мерами и, конечно, ввести их. Американцы реагируют только на давление. Красная линия будет пересечена, если в ходе переговоров будут сделаны уступки, в результате которых потребители газа заплатят еще больше», — считает Котре.
Стоит отметить, что и в самой Германии, и внутри противящихся строительству Штатов, мнения насчет СП-2 кардинально отличаются — и там, и там, призывы отказаться от строительства и заморозить его на финальной стадии, звучат все чаще. В случае с Германией все выглядит вполне логично, ведь СП- 2 аккумулировал в себе в большей части именно деньги немецких налогоплательщиков.
В России же причину сопротивления Штатов строительству видят не сколько в увеличении возможного влияния РФ в Европе и потере европейского рынка сбыта, а в… мести РФ за события на Украине. «Почему все так крутятся вокруг „Северного потока — 2‟? Хотят заставить Россию платить за их геополитический проект на Украине», — сказал президент Владимир Путин на встрече с лидерами парламентских фракций, комментируя ситуацию вокруг проекта.
Украина потеряет половину доходов от ГТС
Поводов для беспокойства у Украины в случае запуска СП-2 действительно предостаточно, на что обращает внимание глава украинского Нафтогаза Андрей Коболев. «Пока Украина является важным транзитером газа в Германии, Италии и Франции, украинская ГТС является частью нашей системы обороны. Как только у Кремля появится физическая возможность перенаправить газовые потоки в обход Украины, наша ГТС станет просто сетью газопроводов. Тогда наша страна станет намного более уязвимой перед российской агрессией», — сообщил он, уточнив, что остановка строительства СП-2 — это без преувеличения вопрос жизни или смерти для Украины.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский также отмечает, что вариантов для заморозки проекта уже не осталось. «СП-2 в любом случае будет достроен — для Германии это ключевой проект, который делает ее по сути крупнейшим газовым хабом Европы. Потому естественно, его будут продвигать, независимо от того, сколько денег в него заложено. Любые регуляторные ограничения будут вторичны, так как это уже было с ограничениями по OPAL (сухопутного продолжения СП-1). Потому вопрос достройки, в случае санкций США, перейдет больше в юридическую плоскость», — сказал Землянский.
По мнению экспертов, завершение стройки не принесет Украине никаких дивидендов. Поскольку Вашингтон, независимо от исхода переговоров, найдет способ договориться как с Берлином, так и с Москвой, после чего Украина рискует вовсе остаться у разбитого корыта. Во многом — из-за нерешенного конфликта с РФ.
«В любом случае будет найден политический компромисс. Но для нас, как для жителей Украины, это открывает нерадужные перспективы, так как Украина выпадает из логики европейского газового рынка. В том случае, если удастся политически урегулировать политические отношения между Киевоим и Москвой, то Украина после достройки СП-2 может рассчитывать на статус восточноевропейского газового хаба. В противном случае объемы газа, которые будут заходить к нам, будут минимальны, так как европейцам будет экономически невыгодно выполнять транзит газа через Украину, потому что газ по нашей территории, с учетом транспортировки, будет обходиться Европе дороже, чем при его поставке по СП-2», — говорит Землянский и отмечает, что, при таком раскладе Украина может потерять по меньшей мере, половину от объемов прибыли ГТС Украины, которые в 2020 году составили более 45 миллиардов гривен (около 1,7 миллиарда рублей).
Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», эксперт по вопросам энергетики Михаил Гончар соглашается, что Украина, в случае окончания строительства потеряет нынешние объемы газа. Причем случиться это может под надуманным предлогом и по инициативе РФ.
«Окончание строительства будет означать прекращение транзита через территорию Украины. Под тем или иным предлогом и несмотря на подписанный с Газпромом контракт о транспортировке газа на европейский рынок. Не нужно питать иллюзий — Газпром прекратит этот транзит, вплоть до совершения на территории России технического инцидента на газопроводе, после чего может быть принято решение о его выводе из эксплуатации. Тем более, что схема уже обкатана — в 2006 году это уже делали с Литвой за „неправильную приватизацию‟ НПЗ в пользу польской компании и в 2009 — с Туркмении, откуда РФ стал невыгоден транзит газа», — отметил Гончар.