Тюремный приговор в отношении российского борца с коррупцией Алексея Навального и увольнение режиссера Кирилла Серебренникова из созданного им «Гоголь-центра» обозначили начало новой, однозначно более репрессивной фазы правления президента Владимира Путина, в которой главные роли либерального оппозиционера и свободомыслящего театрального деятеля оказались вакантными.
На первую претендует патриарх социал-либеральной партии «Яблоко» Григорий Явлинский, опубликовавший трактат «Без путинизма и популизма», в котором он обвинил арестованного Навального в разжигании классовой ненависти и подстрекательстве несовершеннолетних к участию в демонстрациях. Этим безынициативный неудачник Явлинский, который вторым обвинением повторил одну из пропагандистских формул государственного телевидения, настроил многих критиков режима против себя.
Вторую роль не прочь занять гламурный театральный режиссер Константин Богомолов, опубликовавший манифест, в котором обвиняет Запад в создании нового, этического тоталитаризма, опрощающего и кастрирующего человека. Путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, который в свое время позитивно отзывался о творчестве Серебренникова, похвалил текст Богомолова как точку зрения художника, творчество которого импонирует многим.
Кремлевский идеолог в роли Великого инквизитора Достоевского
Богомолов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной, нравится себе и другим в роли манерного провокатора. Например, они с невестой, тележурналисткой Ксенией Собчак, считающейся крестницей Путина, приехали на бракосочетание в обитом плюшем катафалке. В своей недавней инсценировке «Бесы Достоевского», где сам режиссер играет роль уставшего от жизни бонвивана, Богомолов переносит драму о провинциальных революционерах в роскошно-репрессивное будущее. В определенный момент в спектакле демонстрируется видеоролик, где, согласно замыслу режиссера, кремлевский идеолог Владислав Сурков провозглашает мысль Великого инквизитора Достоевского о том, что человек хочет как можно быстрее избавиться от своей свободы.
А в петербургском Театре имени Товстоногова идет нашумевшая богомоловская инсценировка сталинистской драмы «Слава» Виктора Гусева о жизни и смерти самоотверженной советской молодежи. В московском «Гоголь-центре» можно увидеть Богомолова на сцене как артиста, Серебренников подрядил его в своей инсценировке пьесы Хайнера Мюллера «Квартет» на роль мегациничного виконта де Вальмона.
Штурмовики в новом «рейхе»
Богомолов намеренно опубликовал свой программный текст в независимой «Новой газете» и назвал его «Похищение Европы 2.0», хотя речь идет только о Германии и Америке. Согласно его диагнозу, историческая катастрофа национал-социализма побудила Запад ликвидировать сложного человека — одновременно высокого и низкого, ангела и дьявола, любящего и ненавидящего.
Выражение «сложный» отсылает к формулировке Серебренникова, который более десяти лет назад в одном из газетных эссе призывал российское государство воспитывать сложного человека, поощряя инновационное искусство. Сейчас же Богомолов утверждает, что Европа отказалась от довоенного идеала сложного гуманизма в пользу унифицированного «рейха» (он употребляет немецкое слово), в котором «квир-активистские, фем-фанатичные и экопсихопатические» блюстители нравственности и стукачи взяли на себя роль виртуальных штурмовиков. По его словам, Россия находится в хвосте безумного поезда, несущегося в ад, и надо просто отцепить этот вагон.
Прокремлевский каминг-аут Богомолова, цель которого, как отмечает сатирик Виктор Шендерович, — отвлечь от реально репрессивного ада в стране, горячо обсуждается в обществе. По словам Шендеровича, так как Россия содержит собственные концлагеря, режиссер сформулировал доктрину, с помощью которой власти могут прикрыть свою криминальную наготу.
Российский драматург Иван Вырыпаев, живущий в Польше, заявил, что главной философской и жизненной идеей европейского общества является вера в эволюцию человека и его сознания. Как национал-социализм был порождением европейского научного рационализма, так и сегодняшние перегибы с политкорректностью — переходные явления самоочищения общества от гомофобии, сексизма, расизма, а не кризис гуманизма. В кредо Богомолова о «сложном человеке» отражается, по мнению Вырыпаева, его представление о самом себе как обаятельном, самовлюбленном, зато живом и талантливом грешнике, что должно оправдать его новую верноподданническую позицию по отношению к государственной власти.
Писатель Захар Прилепин, воевавший в Донбассе и поэтому уже давно убежденный путинист, думает, что Богомолов просто смекнул: борьба за бюджетное финансирование будет жестокой. Поэтому он советует Богомолову не мелочиться, а лучше сразу превратить мистически-националистские умозаключения позднего Сталина из «Вопросов языкознания» в театральную постановку. Если уж капитулировать, ободряет Прилепин Богомолова, то с музыкой!