Польша и Украина заинтересованы в том, чтобы Запад оставался сильным, энергичным и процветающим. Нас объединяет великое видение, которому следовали все президенты Соединенных Штатов с момента окончания Второй мировой войны, — видение свободной, единой Европы, мирной и процветающей.
Однако, будучи министрами иностранных дел наших стран, мы должны признать те препятствия, которые мешают Европе стать поистине единой. Главнейшим из них является ложное убеждение в том, что свободный мир — это некий элитный клуб и что национальные интересы отдельных его членов важнее коллективных интересов. Именно это убеждение придает храбрости хищническим авторитарным державам и создает угрозы для международной стабильности и глобального мира.
Чтобы претендовать на место в этом свободном мире, необходимо отвергнуть автократию, что в свою очередь становится вызовом для авторитарных режимов. Со своей стороны, автократы отвечают на это на трех фронтах. Во-первых, они предпринимают попытки противодействовать потенциальным членам свободного мира с помощью военной силы и угрозы аннексии, экономического принуждения и шантажа. Во-вторых, они пытаются запятнать свободный мир, делая акцент на коррумпированности представителей его политической и деловой элиты. Наконец, автократы пытаются отравить общественные дискуссии, проводя масштабные кампании по распространению дезинформации, призванные навязать антидемократические установки. Они претендуют на обладание «сферами привилегированных интересов» и выступают за восстановление института «концерта держав», добиваясь таким образом контроля над судьбами других стран.
Польша и Украина всегда верили, что в отсутствие гармоничного демократического развития всех европейских стран невозможно поддерживать долгосрочный мир в Европе.
Именно поэтому Польша стала одной из первых стран, которые признали независимость Украины в 1991 году. Достигнув своей столь желанной цели, а именно вступив в НАТО и Евросоюз, Польша стала одной из самых убежденных сторонниц «политики открытых дверей» в обеих этих организациях, и она остается непоколебимой сторонницей членства Украины в них.
Тем не менее, когда Центральная Европа связала свое будущее с Западом, Россия использовала имеющиеся в ее распоряжении рычаги, чтобы, если не обратить вспять, но по крайней мере всерьез подорвать этот процесс. С этой целью Москва применила одно из своих самых мощных орудий — зависимость ее соседей от поставок энергоресурсов, в частности природного газа.
Сначала в 2006, а затем и в 2009 году Россия воспользовалась своим статусом единственного поставщика и прекратила отправлять природный газ на Украину без каких-либо причин и объяснений. Учитывая значение украинской инфраструктуры для поставок российского природного газа в западном направлении, другие страны Европы сразу же ощутили на себе последствия этого шага.
В результате действий России европейцы решили начать путь к более интегрированному, внутренне устойчивому и прозрачному рынку природного газа, чтобы иметь возможность легче переносить перебои с поставками в будущем. Между тем Кремль уже разрабатывал план, который позволит ему усилить контроль над газовыми поставками в Европу и отрезать Украину от остальной Европы.
Именно так в России и родилась идея «Северного потока» — газопровода, по которому природный газ можно будет поставлять по дну Балтийского моря из России прямиком в Германию, в обход Центральной Европы.
Когда этот новый газопровод заработал в 2011 году, его называли инструментом диверсификации поставок природного газа в Европу. На самом же деле «Северный поток» без призван подорвать европейскую энергетическую безопасность.
Сегодня, спустя десятилетие после запуска «Северного потока — 1», Россия до опасного близка к завершению строительства второй ветки — «Северного потока — 2». К несчастью, России позволили зайти так далеко с реализацией этого проекта несмотря на то, что она продолжает нарушать суверенитет и территориальную целостность Украины, демонстрируя вопиющее пренебрежение к международному праву.
Польша и Украина долгое время предупреждали об опасностях, которые влечет за собой строительство «Северного потока — 2». Наши призывы сохранять бдительность и действовать решительно были услышаны в конгрессе США, который принял меры, призванные остановить строительство этого опасного, порождающего распри проекта.
Мы призываем президента США Джо Байдена использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для предотвращения завершения проекта.
В этом вопросе Соединенные Штаты продолжают играть критически важную роль. Они должны отвергнуть заявления о том, что реализация проекта «Северный поток — 2» зашла «слишком далеко, чтобы провалиться» и что теперь просто необходимо завершить его строительство. Если этот проект окажется успешным, Россия может попытаться убедить украинскую общественность в том, что Запад не готов следовать собственным принципам и что в конечном счете его не волнует безопасность и процветание Украины.
Этот проект не имеет отношения к энергетической безопасности Германии, нашего близкого союзника и партнера. Украина глубоко ценит попытки Германии вернуть мир в разоренный войной Донбасс и ее жизненно важную поддержку в процессе проведения реформ на Украине.
Мы уважаем право Германии выражать ее точку зрения относительно газопровода. Однако мы твердо убеждены в том, что подобные проекты нельзя рассматривать узко, через призму двусторонних отношений. Их необходимо рассматривать в более широком плане, с точки зрения интересов и безопасности Европы в целом.
Сейчас многое поставлено на карту, но, какой путь мы выберем, все еще зависит от нас самих. Автократов в Кремле и в других странах можно и нужно привлекать к ответственности. Запад во главе с Соединенными Штатами не может позволить себе струсить перед лицом шантажа, который противоречит всему тому, за что мы выступаем.
Збигнев Рау — министр иностранных дел Польши.
Дмитрий Кулеба — министр иностранных дел Украины.