«Россия движется к авторитарному государству и отдаляется от Европы», — заявил глава дипломатической службы Жозеп Боррель после встречи с европейскими министрами иностранных дел в понедельник. Участники встречи решили расширить санкции против представителей российского режима, которые несут ответственность за арест оппозиционного лидера Алексея Навального и насильственное подавление демонстраций в его поддержку.
Именно Боррель в этом ответе России играет принципиальную роль. Все дело в его февральской поездке в Москву, которую европейские СМИ впоследствии назвали «унизительной» и из-за которой многие даже призывали Борреля подать в отставку.
Во время визита в российскую столицу Боррель безуспешно призывал отпустить Навального и не сумел ответить на словесные выпады российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, как и на высылку трех европейских дипломатов.
Так же, как на Борреля, впоследствии возросло давление и на тех, кто может ужесточить европейский ответ России. Итогом стало решение, принятое в понедельник на заседании министров иностранных дел. Санкционный список будет расширен за счет четырех новых имен.
Как передает сервер EUobserver, среди них фигурирует председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, глава российской службы исполнения наказаний Александр Калашников, генеральный прокурор Игорь Краснов и глава Национальной гвардии Виктор Золотов. Санкции, которые предполагают заморозку имущества и запрет на въезд, будут формально закреплены в ближайшие дни.
Таким образом, впервые страны-члены Европейского Союза договорились о применении нового евросоюзного механизма, повторяющего американский Закон Магнитского, который позволяет карать за нарушения прав человека по всему миру без сложного согласования особых правил для каждого случая.
Однако санкции не коснулись влиятельных союзников хозяина Кремля Владимира Путина, хотя это предлагали Алексей Навальный и Европейский парламент.
В последние недели убедить евросоюзных дипломатов в необходимости наказать прокремлевских олигархов пытался и соратник Навального Леонид Волков. Но в итоге ЕС договорился о расширении санкций только на четырех вышеозначенных лиц.
По словам аналитика из Ассоциации по международным вопросам Павла Гавличека, ответ на действия Кремля и визит Борреля в Москву оказался ограниченным.
«Некоторые вещи в ЕС не работают правильно, включая закон Магнитского, который так же тяжеловесен, как и вся европейская машина. Поэтому государства предпочли более легкий путь и выбрали четырех главных руководителей режима. Но, в первую очередь, ограниченность санкций связана с провальным визитом Борреля, из-за которого колоссально усилилось давление на Европу, от которой потребовали жесткой реакции. Европа должна была сделать это быстро и эффективно, и поэтому санкции приняли в минималистском варианте. Однако с символической точки зрения они очень важны, а с дипломатической — ощутимы», — заявил «иРозгласу» Гавличек.
Все виды санкций
Навальный еще осенью, когда он восстанавливался после отравления нервно-паралитическим веществом из группы «Новичок», призвал к жестким санкциям против олигархов близких к Кремлю. К их числу Навальный, в частности, отнес главного дирижера Мюнхенской филармонии Валерия Гергиева, который является сторонником президента Владимира Путина.
Впоследствии Волков называл и другие имена, такие как имя совладельца футбольного клуба «Челси» Романа Абрамовича, бывшего совладельца «Арсенала» Алишера Усманова и главы банка ВТБ Андрея Костина.
«Российский режим остается в фокусе нашего внимания, но тех, кто больше всех выигрывают от обладания западными паспортами и кто ездит между Россией, Кипром и другими европейскими государствами, наша закостенелая система упускает. Хотя Кремль пострадал бы от подобного шага больше, по крайней мере с дипломатической и символической точки зрения, так как все эти люди — реальные „кукловоды". Им удается вписываться в систему и пользоваться всеми преимуществами на Западе, хотя они поддерживают режим, который стремится разрушить отношения с Европой», — подчеркивает чешский эксперт по Восточной Европе.
Однако министры не могли договориться о включении олигархов в санкционный список, в частности, потому, что некоторые боятся возможных судебных тяжб с олигархами в будущем. Кроме того, механизм, списанный с Закона Магнитского, нацелен против людей, которые причастны к нарушениям прав человека, а в случае олигархов доказать это было бы сложно, как пишет агентство «Рейтер».
Соратник Навального Леонид Волков все-таки положительно воспринял решение, принятое в понедельник, отметив, что таким образом открывается путь к дальнейшему применению упомянутого санкционного режима. «Хотя это и очень мало… это первое применение персональных санкций против нарушителей прав человека. Это открывает путь к дальнейшим переговорам с Европой» — цитирует его «Рейтер».
Персональные санкции, направленные против отдельных российских руководителей, не единственное, о чем сейчас дискутируют в ЕС.
По словам Гавличека, в понедельник на заседании также звучали призывы ужесточить более широкие, секторальные санкции, которые были приняты против России в 2014 году. Они направлены, прежде всего, против российских банков и фирм в энергетическом и военно-промышленном секторе. Например, действует запрет на экспорт технологий, которые могут найти применение при ведении войны.
«Об этом говорили в основном поляки. Именно секторальные санкции нанесли бы ощутимый удар по режиму. Дискуссия на эту тему еще не достигла пика, но в ближайшие недели она будет продолжаться, и все решится 23 марта, когда главы государств снова побеседуют о России. Если Россия даст нам „хороший повод", как уже не раз делала раньше, то, возможно, они придут к консенсусу как в том, что касается политики в отношении России, так и в том, что касается санкционного механизма», — полагает Гавличек.
Новый подход к России?
Помимо санкций, министры стран Европейского Союза договорились в понедельник о трех базовых принципах, которыми Европейский Союз будет отныне руководствоваться в отношениях с Россией. Во-первых, это адекватный ответ на любое нарушение прав человека или международных обязательств со стороны России. Во-вторых, это тактика отражения кибернападений и сдерживания дезинформации. В-третьих, Европа собирается контактировать с Россией только по тем вопросам, которые выгодны ЕС.
По мнению Гавличека, именно эти сформулированные принципы взаимоотношений с Россией, пожалуй, важнее, чем собственно решение о санкциях.
«Это дополнение ранее действующих правил в отношении с Россией. Теперь европейцы договорились о том, что европейская дипломатия перейдет в другой режим, отличный от того, к которому мы привыкли. Думаю, мы стоим в начале коренных изменений в отношениях с Россией. Об этом говорят как раз новые принципы, которыми должны будут руководствоваться страны-члены Европейского Союза и европейские дипломаты. Пока санкции носят ограниченный и, скорее, символический характер, но в будущем, как мне кажется, мы увидим и более решительные шаги», — утверждает эксперт, по мнению которого разлад между Европой и Россией сказался также на деле «Ив-Роше».
За мнимое хищение 27 миллионов рублей у французской косметической компании «Ив-Роше» Алексей Навальный получил в 2013 году условный срок. К такому же сроку, только уже реальному, суд приговорил его брата Олега, который причастен к этому делу. Хотя французская компания сообщила, что никакого ущерба не понесла, и невиновность Навального в 2017 году признал Европейский суд по правам человека.
Согласно вердикту российское государство выплатило Навальному компенсацию за несправедливый судебный процесс. Однако в феврале текущего года московский суд отправил российского оппозиционера в тюрьму, заменив прежний условный срок реальным. Поэтому теперь Европейский суд по правам человека призывает отпустить Навального, но Москва отказывается, утверждая, что Европа «вопиющим образом» вмешивается в ее правосудие.
«Москва воспользовалась уже опровергнутым и отмененным приговором Навальному по делу „Ив-Роше". Таким образом, к жизни вернули решение, за которое ранее уже выплатили братьям Навальным компенсацию. Совершенно фантасмагорическая ситуация, которая показывает, что России все равно и она готова идти на конфликт с Западом», — подчеркивает аналитик.
Отношения — на дне
В последние месяцы отношения Европейского Союза с Москвой опустились ниже точки замерзания, что подтверждают и все более резкие заявления, звучащие из уст как европейских, так и российских представителей.
Показательный пример — слова российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, который в середине февраля заявил, что в случае новых европейских санкций Россия готова разорвать отношения.
«Совершенно беспрецедентно. Раньше мы ничего подобного не слышали. Так же и Боррель на пресс-конференции после переговоров с финским министром иностранных дел заявил, что Россия не заинтересована в переговорах с европейскими институтами. Члены внешнеполитического комитете Европейского парламента тоже говорят о том, что таких плохих отношений между Европой и Россией еще не бывало. Думаю, мы сейчас действительно опускаемся на дно, хотя в этой новой ситуации Европа пока еще не может сориентироваться. Мы не знаем, как нам реагировать, и понимание придет в ходе будущих дискуссий», — подчеркивает Гавличек.
В период охлаждения отношений с Европой Кремль еще больше тяготеет к таким странам, как Белоруссия, что подтвердилось и во время заседания в понедельник. Пока министры иностранных дел стран Европейского Союза решали вопрос о расширении антироссийских санкций, Владимир Путин беседовал с белорусским президентом Александром Лукашенко, чьи отношения с Западом за последний год опустились ниже точки замерзания, как и российские.
На черноморском курорте Сочи они, в частности, обсудили дальнейшие действия, направленные на интеграцию двух стран, их «стратегическое партнерство» и укрепление экономических связей. Лукашенко долгое время сопротивлялся желанию Кремля углубить интеграцию, но во время массовых протестов в Белоруссии он нашел поддержку именно в Москве, которая теперь хочет воспользоваться ситуацией.
«Россия не заинтересована в переговорах с большинством стран-членов Европейского Союза, но тем больше она стремится к укреплению отношений со своими соседями. В частности с Белоруссией, с которой ее связывают финансовые вопросы. Москва спонсирует белорусский режим и при этом заинтересована в интеграции Белоруссии», — говорит Гавличек, по мнению которого, можно ожидать, что российская политика теперь пойдет именно в этом направлении.
«Внутри страны российскую власть будут интересовать, в первую очередь, сентябрьские выборы в Государственную думу. Во внешней политике Москва будет действовать по классическому принципу „разделяй и властвуй" и налаживать связи со своими ближайшими союзниками, а Белоруссия — один из главных. Это также вписывается в широкий контекст перемен и новой динамики, которую мы наблюдаем в отношениях между Европой и Россией», — подытоживает эксперт.