24 февраля 2021 года в 6:29 первая китайская миссия по исследованию Марса «Тяньвэнь-1» успешно реализовала третье торможение, выйдя на марсианскую орбиту ожидания с точкой периареона в 280 километров, точкой апоареона в 59 тысяч километров и циклом в 2 марсианских дня. Зонд проработает на орбите ожидания около трех месяцев, включая начало проведения научных исследований семью устройствами, которые являются частью полезной нагрузки «Тяньвэнь-1». В то же время камеры среднего разрешения, камеры высокого разрешения и спектрометры, входящие в полезную нагрузку аппарата, будут проводить подробные исследования топографии, рельефа местности, песка и пыли в предварительно выбранной зоне приземления, чтобы начать подготовку к посадке спускаемого аппарата на Марс.
С момента успешного запуска 23 июля 2020 года зонд «Тяньвэнь-1» находится в полете уже 215 дней и удалился примерно на 212 миллионов километров от Земли. 10 февраля 2021 года зонд вышел на круговую орбиту Красной планеты, а 15 февраля выполнил корректирующий маневр на дальней точке орбиты Марса, и 20 февраля реализовал второе торможение. В настоящее время все оборудование работает нормально, и управление полетом продолжается в штатном режиме.
Выход «Тяньвэнь-1» на круговую орбиту Марса считался ключевым шагом в миссии по исследованию Марса. В тот день в 19:52 «Тяньвэнь-1» осуществил торможение около Красной планеты. Двигатель орбитального аппарата 3000N был включен примерно на 15 минут, благодаря чему зонд успешно вышел на точку периареона на высоте около 400 километров с циклов в 10 земных дней. Выход на высокую эллиптическую орбиту с наклонением около 10º сделал «Тяньвэнь-1» первым в Китае искусственным спутником Марса, достигшим целевой задачи «выхода на орбиту» в трехэтапной миссии по зондированию Марса: «выход на орбиту, посадка и исследовательская работа».
В Солнечной системе восемь больших планет вращаются вокруг Солнца, образуя восемь круговых орбит, из которых Земля находится на третьем кольце, а Марс — на четвертом. Чтобы зонд вылетел с Земли и достиг Марса, ему не просто нужно перепрыгнуть с «третьего кольца» на «четвертое», а совершить длительное десятимесячное путешествие, двигаясь по прямой около 400 миллионов километров. Нужно выполнить такие задачи, как выход на круговую орбиту Марса, следование за планетой по орбите, захват околомарсианской орбиты и корректировка на нее, выход на орбиту ожидания и, наконец, приземление на саму планету.
Цуй Сяофэн, главный модератор-инженер первой миссии по исследованию Марса Пекинского центра управления космическими полетами, сказал репортеру China Youth Daily: «После того, как зонд был успешно „захвачен" Марсом, он сможет двигаться по орбите планеты, превратившись в искусственный спутник Красной планеты. После этого он сможет войти в зону выхода на посадку».
По его словам, зона выхода на посадку — это не просто зависание на одном участке марсианской орбиты, а облет Марса по полярной орбите, и этот этап будет продолжаться несколько месяцев, пока миссия не перейдет в этап разделения на спускаемый и орбитальный аппараты для спуска на поверхность планеты.
Теперь, когда зонд достиг орбиты Марса, зачем нужно находиться на ней еще два месяца вместо того, чтобы просто спуститься на поверхность?
«В космической миссии ни грамма топлива не тратится впустую, и ни одно решение не является бессмысленным». Цуй Сяофэн сказал, что полет вокруг Марса на этом этапе должен помочь земному центру управления контролировать камеру высокого разрешения на орбитальном аппарате и провести детальное исследование и фотографирование предположительной зоны посадки зонда.
После нескольких раундов фотографирования диспетчеры полета на Земле смогут четко увидеть «опорную позицию», благодаря чему затем они будут иметь возможность лучше управлять «Тяньвэнь-1» для идеального приземления в этой точке.
Четко увидев цель, «Тяньвэнь-1» начнет приземление с орбиты Марса на поверхность. Этот этап является основным ключом к успеху или провалу миссий по зондированию Марса. Особенно от входа в атмосферу Марса до приземления — это так называемые известные «семь минут ужаса». Не стоит обращать внимание на малую длительность этого этапа, в настоящее время только 9 из 40 миссий по зондированию Марса во всем мире смогли пережить эти 7 минут.
Цуй Сяофэн сказал, что Китай должен преодолеть этот сложный этап в своей первой миссии по зондированию Марса и доставить марсоход на поверхность планеты, чтобы исследовать ее в течение трех месяцев. А это беспрецедентная задача.
Первая миссия по исследованию Марса была одобрена Центральным комитетом партии и Государственным советом КНР в январе 2016 года. Она была организована и реализована Китайским национальным космическим управлением (CNSA). Конкретный проект состоит из пяти основных систем, включая комплекс проекта, зонд, ракету-носитель, площадку для запуска, контрольно-измерительное оборудование и наземный центр управления. Центр исследования Луны и космической инженерии CNSA является инженерным подразделением комплекса проекта. Китайская академия технологий ракет-носителей, входящая в состав Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC), отвечала за разработку бортовой системы ракеты-носителя. Китайская академия космических технологий и Шанхайская академия космических технологий разрабатывали системы зонда. Китайское Управление запусками спутников и контроля и мониторинга за ними несло ответственность за организацию и выполнение запуска, а также последующее наблюдение и контроль. Национальная астрономическая обсерватория Китайской академии наук отвечала за разработку наземных операционных систем, а также за прием, обработку и управление хранением научных данных.
Комментарии китайских читателей
Глубоководный сипункулид: Другими словами, только минимум через 3 месяца мы сможем спустить марсоход?
Лесное море слушает волны в ответ Глубоководному сипункулиду: Китай раньше никогда не был на Марсе, поэтому необходимо некоторое время, чтобы изучить его топографию, форму рельефа, атмосферу и так далее с высоты, а затем выбрать подходящие место и время посадки и другое. Поскольку другие страны, особенно США, никогда не будут делиться данными о Марсе с Китаем, эти данные должны быть получены нами самостоятельно. Это отличается от прямой посадки Соединенных Штатов на Марс сразу после прибытия. Они были на Красной планете много раз и уже имеют базовые сведения о ней.
Летом градус портится в ответ Глубоководному сипункулиду: Не торопитесь, Марс никуда не денется, хуже за несколько месяцев не станет.
Друг, приходи в микроблог в ответ Глубоководному сипункулиду: Отправившись куда-то в первый раз, нужно сначала все заснять и проинспектировать, а затем уже продолжать путь после того, как во всем разберетесь.
Jafun в ответ Глубоководному сипункулиду: Раньше у нас вообще не было собственного спутника для зондирования поверхности Марса, поэтому марсоход не стоит спускать в спешке. Американцы своими данными о Марсе с нами не поделятся.
Голубые кошачьи глаза в ответ Jafun: Даже если американцы предоставят нам информацию, ей ни в коем случае нельзя верить!
Бык прошел в ответ Jafun: А потом в НАСА начнут подлизываться и просить данные о Луне у нас.
Снеговик в ответ Jafun: В американской информации я не могу поверить даже в правильное расположение знаков препинания, не говоря уже о текстовом содержании. Данные, полученные не нами, по умолчанию: false.
sunny в ответ Jafun: Ранее лунный зонд «Юйту-1» увяз на поверхности Луны. Говорят, что это из-за того, что была проблема с данными, предоставленными США.
Мистер Острый: Возьмите для сравнения исследование Луны. Соединенные Штаты также потратили восемь лет на беспилотные миссии перед посадкой на Луну и сначала выяснили досконально, какова ситуация, а только затем отправили туда людей. Такие вещи, как солнечный ветер, который мы сейчас воспринимаем, как нечто знакомое слуху, были обнаружены первым советским лунным спутником, покинувшим магнитное поле Земли в 1959 году. Поскольку у нас раньше не было никаких знаний об исследовании Марса, разумно потратить побольше времени, чтобы заложить этот фундамент, и нет необходимости соревноваться с США. Соединенные Штаты могут раздать весь собранный лунный грунт, но они никогда не расскажут вам, как рассчитать лунную орбиту или как разработать ракету с более мощным двигателем. Точно так же можно найти американские статьи об исследовании Марса, но вы не узнаете подробностей того, как они это сделали. Следовательно, для нас самое правильное — это бить наверняка: есть маленькими кусочками, самый ароматный рис все равно должен быть в нашей миске и наполнять нас, только оказавшись во рту.
Адило: Шаг за шагом, аккуратно, не торопитесь. Вперед, Китай!
Летом градус испорчен: Лучше всего продолжать самим собирать данные, тогда НАСА больше не сможет нас обмануть. Вот что это был за трехметровый твердый грунт на поверхности Луны? Как только наш зонд опустился, тут же завяз в жиже.
Острый перец с говядиной: Поздравляю! Наши дети будут гордиться тем временем, в котором мы жили. Мы можем позволить себе эту гордость!
Зрачок Хара: Что касается меня, мне кажется, что выход на орбиту Марса — это уже наполовину успешно завершенная миссия.
Незабудка: Что такое «зона выхода на посадку»?
Жесткий диск в ответ Незабудке: Зона отдыха на скоростной трассе. Долейте бензин, сходите в туалет, выпейте воды и поешьте, а затем продолжайте движение к месту назначения.
Маленькая фасоль 328: Поздравляю, «Тяньвэнь-1» прибыл в порт, скоро начнется разгрузка.