Запад, не смотря на яростное сопротивление слабеющей путинской России, медленно, но уверенно и системно форматирует Украину под свои условия, средства и цели. Поэтому, нравится нам или нет, мы должны четко осознавать намерения и цели не только России, но и Запада. Это в наших интересах.
Если Россия не скрывает своих целей, она хочет расчленить или поглотить Украину, то, что хочет Запад от Украины не совсем ясно. В свою очередь, хорошо видно, что между ЕС и США существуют мощные противоречия, которые отражаются на Украине. Европа считает США слишком слабой для традиционной роли мирового лидера, а США подозревает Европу в страхе перед Россией и потери интереса к евроатлантическим ценностям.
Первоначальное западное представление о том, что Украина после 1991 года станет «витриной» благосостояния и успешного развития для всех стран СНГ и прежде всего России провалилась по вине наших политиков и олигархов. Украина пошла по пути строительства глубоко коррумпированного, олигархического государства с размытой геополитической перспективой. В результате государство предельно ослабло, украинское общество дважды раскололось — на богатых и бедных, на Восток и Запад. «Бал правят» управляемые олигархами политики и чиновники. Все это плохо закончилось в 2014 году оккупацией Россией части Украины и деградацией страны. Украина никуда не исчезла, но самостоятельно выбраться из пропасти уже не может.
Современное прозападное представление о том, что по мере роста агрессивности путинской России будет возрастать роль Украины, как форпоста европейской безопасности в «политике сдерживания» России, натолкнулась на неожиданно крепкое сотрудничество Франции Макрона и Германии Меркель с Кремлем. Это хорошо было видно по циничной, многолетней политике Парижа и Берлина в минском переговорном процессе, где Украина всегда оказывалась в меньшинстве.
Поэтому, что добивается Запад, прежде всего — США, от Украины, нам еще предстоит осознать и научиться использовать в своих национальных интересах. Но для начала попытаемся проанализировать основные требования США к Украине, как условие успешного многолетнего и широкомасштабного сотрудничества. Все остальное — вторично и ситуативно.
Это, так сказать, «краеугольные камни» светлого будущего Украины
- Прогнозируемый, устойчивый режим политической власти, без сильного влияния личностных особенностей украинских политиков. Институциональная стабильность и разделение ветвей украинской власти по вертикали и горизонтали.
- Минимальный антиамериканизм и «угнетение» пророссийской «пятой колоны» в украинских госорганах, СМИ и общественном мнении.
- Стабильное положение на Восточном фронте.
- Прозрачная капитализация украинской земли и создание финансово-экономической инфраструктуры, обеспечивающие ее сохранность и эффективность использования.
- Максимальный антикоррупционный режим бюрократической машины на всех уровнях. Проворовавшийся чиновник навсегда должен покинуть мир бюрократии, а не переходить на новое место работы. Реальное уничтожение пирамиды элитной коррупции, созданной при содействии предыдущих президентов Украины.
- Четкий геополитический выбор основного международного источника массированной помощи Украине. Отказ от любых скрытых инвестиций России и ограничение прямых инвестиций Китая в пользу гарантированной западной помощи.
- Минимизация влияния олигархов на политику Украины. «Аморализация» или криминализация сопротивляющихся олигархов. Любая политическая коррупция автоматически должна рассматриваться как торговля влиянием или как госизмена, а не удачная инвестиция олигарха. Участие украинских олигархов в политике должно восприниматься обществом, как преступление, как огромный риск для них и страны, а не как потенциальная прибыль. Украинские политики должны бороться не за внимание олигархов и их СМИ, а за доверие украинского общества и реализацию политических программ.
- Здоровый критицизм украинского общества относительно неэффективности политики ЕС в отношении Украины.
Виктор Небоженко, политолог и социолог, директор социологической службы «Украинский барометр»