Вашингтон — В среду, 24 февраля, во время слушаний по рассмотрению его кандидатуры на должность главы ЦРУ, выдвинутый президентом Байденом кандидат пообещал повысить качество разведывательной деятельности в отношении Китая, предупредил о способности России вмешиваться в дела Соединенных Штатов и пообещал обеспечивать Белый дом аполитичными разведданными. В своем выступлении кандидат на пост главы ЦРУ Уильям Бернс (William J. Burns) опирался на свой богатый дипломатический опыт, чтобы завоевать расположение сенаторов.
Бернс отметил, что Китай является враждебной державой и главным геополитическим вызовом для американского разведывательного сообщества. Он призвал инвестировать больше ресурсов, расширить штат сотрудников и сделать упор на технологические инновации.
Он также предупредил, что Россия, даже будучи слабеющей державой, демонстрирует, что она все еще может вести подрывную деятельность. И он пообещал изучить данные о загадочных атаках, в результате которых несколько офицеров ЦРУ тяжело заболели, то есть он взял на себя обязательство перед агентами, чьей работой бывший президент Дональд Трамп пренебрегал несколько лет.
Кандидатура Бернса на должность главы ЦРУ практически наверняка будет утверждена, поскольку он пользуется поддержкой множества сенаторов от обеих партий. Голосование в Сенате может состояться уже на следующей неделе.
Слушания в комитете Сената по делам разведки гораздо больше напоминало коронацию, нежели конфронтационную сессию в формате «вопрос-ответ». Большая часть дискуссий была посвящена внешней политике, а не вопросам разведки, что неудивительно, поскольку Бернс в прошлом был послом в Иордании и России, а также занимал высокие должности в Госдепартаменте США.
«Это стало одной из самых впечатляющих демонстраций широты и глубины понимания сути вопроса, которые я когда-либо наблюдал», — сказал Салливан в своем интервью.
Салливан, который работал с Бернсом в рамках целого ряда дипломатических усилий, сказал, что Китай представляет собой серьезный вызов для разведывательных агентств. По его словам, Бернс должен привлечь лучшие умы к решению этой проблемы. «Мои основные указания Биллу будут следующими: сообщайте нам все как есть. Передавайте нам ваши трезвые оценки намерений Пекина и его потенциала».
Во время слушаний в комитете Бернс охарактеризовал китайское правительство как враждебное и хищническое. «Я думаю, нам нужно приготовиться к тяжелым испытаниям в процессе соперничества с Китаем, — сказал он. — Это будет не такое соперничество, которое у нас было с Советским Союзом в эпоху холодной войны и которое касалось главным образом безопасности и идеологии. На этот раз мы столкнулись с противником, который чрезвычайно амбициозен в плане технологий и обладает большим потенциалом в экономическом смысле».
Бернс отметил, что Демократическая и Республиканская партии способны выработать стратегию противостояния Пекину. Действительно, конгрессмены от обеих партий уже не раз призывали разведывательные агентства перенаправить их ресурсы на Китай. По словам Бернса, помимо увеличения количества специалистов по Китаю и мер по повышению уровня владения китайским языком у сотрудников ЦРУ, угроза со стороны Китая требует дополнительных инвестиций в новые технологии, которые позволят улучшить процесс сбора и анализа данных.
Бернс, который в прошлом занимал должность посла Соединенных Штатов в Москве, обладает обширным опытом в изучении России и ее президента Владимира Путина. Хотя Бернс неоднократно говорил о том, что мощь Москвы слабеет, он все же перечислил способы, с помощью которых Россия может причинять неприятности, включая такие операции, как хакерская атака против систем компании SolarWinds, которая позволила хакерам украсть секретные данные девяти федеральных агентств.
«Путинская Россия продолжает демонстрировать то, что закатывающиеся державы могут быть такими же подрывными, как и восходящие державы, и могут использовать для этого асимметричные инструменты, особенно киберинструменты, так что мы не можем позволить себе недооценивать их», — сказал Бернс.
Конгрессмены также подняли вопрос о странных заболеваниях, которыми страдают действующие и бывшие агенты ЦРУ и которые стали результатом загадочных событий, произошедших с ними за границей. Хотя некоторые действующие и бывшие чиновники ЦРУ говорят, что за этими атаками, скорее всего, стоит именно Россия, в период работы администрации Трампа руководство ЦРУ заявляло, что у него нет достаточного количества доказательств для подобных выводов.
Сенаторы не стали задавать Бернсу прямой вопрос о том, считает ли он, что ответственность за эти атаки несет Россия. Сам он тоже не выразил своего мнения на этот счет. Однако Бернс пообещал изучить данные и «сделать своим важнейшим приоритетом задачу выяснить, кто несет ответственность» за эти атаки. Между тем конгрессмены все же спросили, получили ли офицеры ЦРУ, подвергшиеся загадочным атакам и страдающие от последствий повреждения головного мозга, соответствующее лечение. Бернс заверил их, что эти офицеры получат все необходимое лечение в Национальных институтах здравоохранения и Национальном военно-медицинском центре имени Уолтера Рида (Walter Reed National Military Medical Center).
Марк Полимеропулос (Marc Polymeropoulos), бывший высокопоставленный офицер ЦРУ, ставший жертвой странной атаки во время его поездки в Россию, завершил курс лечения в центе имени Уолтера Рида в феврале. После слушаний он написал в твиттере, что Бернс станет «одним из самых компетентных директоров в истории».
Во время слушаний в комитете Сената Бернс неоднократно упоминал о том, как важно защищать офицеров ЦРУ, и о своем собственном опыте работы с ними. Бернс является единственным карьерным дипломатом, выдвинутым на должность директора ЦРУ. По словам бывших чиновников ЦРУ, хотя на протяжении его карьеры он являлся потребителем — а не поставщиком — разведданных, он очень хорошо знает это агентство.
«Наше начальство считает, что он будет отличным руководителем. Он понимает нашу роль, — сказал Джордж Тенет (George Tenet), бывший директор ЦРУ, прежде работавший с Бернсом. — Он понимает задачи разведки и то, что она может сделать».
Хотя во время слушаний другим геополитическим вызовам было уделено довольно мало внимания, Бернс все же сделал акцент на угрозе распространения ядерного оружия. Отвечая на вопросы сенатора-республиканца Тома Коттона (Tom Cotton), Бернс заявил, что Ирану нельзя позволить приобрести ядерное оружие.
Один из немногих неудобных для Бернса вопросов на слушаниях касался его работы на должности руководителя Фонда Карнеги за международный мир. Ведущий республиканец комитета сенатор Марко Рубио (Marco Rubio) задал вопрос о партнерских отношениях этой организации с одним китайским фондом. Бернс ответил, что это партнерство возникло еще до его прихода и что он положил ему конец.
Отвечая на письменные вопросы от сенаторов, Бернс рассказал о тех подарках, которые он получал, когда работал в Фонде Карнеги. В большинстве случаев это были бутылки вина от послов союзнических стран. Он также рассказал, что он принял участие в групповой поездке на Суперкубок, оплаченной послом Саудовской Аравии, что в свою очередь вызвало вопросы об уместности принятия таких роскошных подарков от представителя страны, где нарушаются права человека.
Хотя момент принятия этого подарка не был озвучен на заседании комитета, источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что эта поездка состоялась в феврале 2018 года, то есть за восемь месяцев до убийства журналиста Washington Post Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi).
Ожидается, что уже в четверг, 25 февраля, разведывательное сообщество опубликует рассекреченный доклад о смерти Хашогги и о степени причастности в ней кронпринца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана. В 2018 году ЦРУ пришло к выводу, что именно принц Мохаммед приказал убить Хашогги.