Соглашение о Сокращении наступательных вооружений (СНВ-3) было подписано в 2010 году Бараком Обамой со стороны США и Дмитрием Медведевым со стороны России. По условиям десятилетнего договора предполагалось сокращение числа ядерных боеголовок до 1 550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет и ракет, которые могут быть запущены с подлодок и стратегических бомбардировщиков — до 700 единиц.
Срок действия соглашения истекал в феврале 2021 года, и Дональд Трамп не торопился продлевать один из немногих оставшихся документов, которые еще препятствовали тотальной гонке вооружений. При администрации Трампа договор СНВ-3 фактически перестал существовать, что развязало России и США руки для разработки новых типов оружия.
Джо Байден выразил желание спасти соглашение. Как только после выборов он попал в Белый дом, он сразу же решил продемонстрировать свою способность мирно вести переговоры. Многие, правда, явно переоценивают мирные намерения Байдена. Их сложно в этом винить. Продление СНВ-3 стало победой здравого смысла, причем в последний момент. Тем не менее за решением Байдена стоит множество факторов, которые для Вашингтона важнее договора с Москвой.
Прежде всего, Байден стремится вернуть США положительный образ в глазах остального мира. Это чрезвычайно важно для демократов, которые хотят сохранить торговые отношения с Европой. Кроме того, это важно для американской экономики, которой приходится иметь дело с колоссальными оборонными расходами. Пентагон получит в 2021 году 740 миллиардов долларов, чего явно недостаточно для питания мощнейшей в мире военной машины.
Россия же активно демонстрировала новые военные разработки, позволяющие ей, не тратя столько же денег, защищаться. Она вооружается гиперзвуковыми ракетами и беспилотными атомными подлодками, которые могут легко обойти американскую противоракетную оборону. Россия также провела испытания ракеты-перехватчика, которая сможет уничтожать спутники на низкой орбите.
Ситуацию обостряет застой в экономике. Демократы пришли к власти на фоне масштабного кризиса. Ресурсов для инвестиций в новые разработки попросту нет. Разумеется, США выделяют средства на искусственный интеллект и прочие революционные технологии, но в ближайшее время там не стоит ожидать прорыва. Это означает, что им становится сложнее конкурировать с более гибкими российскими и китайскими системами.
В такой перспективе продление договора СНВ представляет собой для США вынужденный шаг назад, который демократы лицемерно представляют как стремление к мировой стабильности. Разумеется, никто не призывает разорвать договор, чтобы показать россиянам, на что способна Америка. Как бы то ни было, условия его продления едва ли способствуют его долголетию. Вместо расширения он был сохранен в существующем виде, хотя военные технологии продвинулись далеко вперед. Кроме того, Китай не был охвачен соглашением. Все эти факторы могут потенциально подорвать договор. Вашингтон, вероятно, думает, что у него есть в руках козыри на тот случай, если соглашение перестанет иметь хоть какой-то смысл для США, но игра с огнем чревата необратимыми последствиями.