Новый раунд безмолвных баталий, инициированных Соединенными Штатами и их союзниками, которые под предлогом защиты прав человека атакуют другие страны, в первую очередь Китай и Россию, состоялся на 46-й сессии Совета ООН по правам человека несколько дней назад. Аналитики предупреждают, что теперь, когда Соединенные Штаты вновь начали взаимодействовать с этим органом ООН и продвигать идею «демократического альянса», они могут попытаться принять более агрессивные меры, чтобы оказать давление на Китай и Россию, еще больше политизировав вопросы защиты прав человека.
Однако, по словам аналитиков, по мере того как выдвигаемое китайским руководством определение прав человека и предлагаемые им меры по защите и гарантии таких прав (к примеру, за последние четыре десятилетия 770 миллионов китайцев сумели выбраться из-за черты бедности) постепенно признают все больше и больше стран, вероятно, Соединенным Штатам будет трудно вернуть себе лидерские позиции в сфере защиты прав человека, а Западу будет трудно использовать Совет ООН по правам человека в качестве политического инструмента.
Увидев, что вперед их ждет суровая реальность, российские эксперты тоже предложили, чтобы Китай и Россия укрепляли сотрудничество в области защиты прав человека. Они также отметили, что должно быть больше «боевых волков», разоблачающих нарушения прав человека на Западе.
В ответ на необоснованные обвинения, выдвинутые Соединенным Королевством, Евросоюзом, Германией, Соединенными Штатами, Канадой и некоторыми другими странами в адрес Китая, постоянный представитель Китая при отделении ООН в Женеве Чэнь Сюй (Chen Xu) заявил на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в среду, 24 февраля, что, закрывая глаза на факты, некоторые страны фабрикуют и распространяют ложь о Синьцзян-Уйгурском автономном районе, Тибетском автономном районе на юго-западе Китая и о Гонконге, чтобы грязным образом оклеветать Китай. Для этих стран права человека являются ничем иным, как инструментом политических манипуляций.
Соединенные Штаты, которые вышли из Совета ООН по правам человека в 2018 году при администрации Трампа, вновь появились на сессии совета в среду в качестве страны-наблюдателя, а госсекретарь США Энтони Блинкен (Antony J. Blinken) выступил там с речью, в которой он вновь повторил ложь о китайском Синьцзяне и заявил, что в своей внешней политике Соединенные Штаты во главу угла ставят демократию и права человека.
Приветствуя возвращение своего «большого брата» (Соединенных Штатов) в Совет ООН по правам человека и тоже обвиняя Китай в «геноциде» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, некоторые западные страны пытались раздувать проблему Синьцзяна с первого дня 46-й сессии Совета, которая стартовала в понедельник.
Их стремление политизировать этот международный орган совершенно очевидно. Министр иностранных дел России Сергей Лавров осудил эту тактику на заседании в среду, 24 февраля, сказав, что фейковые агрессивные кампании в СМИ расшатывают внутриполитическую стабильность в суверенных государствах, провоцируют беспорядки и акты насилия, как передает российское информационное агентство Sputnik.
Министр иностранных дел России также раскритиковал Запад за неспособность объединить усилия в борьбе против пандемии covid-19 и за то, что Запад использует пандемию, чтобы оказывать давление на неугодные ему правительства и использовать тему прав человека для достижения политических целей.
Аналитики предупреждают, что после повторного вступления в Совет ООН по правам человека, Соединенные Штаты могут начать принимать более агрессивные меры против стран, которые они считают «недружественными», то есть против Китая и России, а также против Кубы и Венесуэлы.
Главная причина решения Соединенных Штатов вновь вступить в Совет ООН по правам человека — это рост влияния Китая в этом органе ООН, который произошел за время отсутствия там Америки. С момента начала пандемии covid-19 Соединенные Штаты беспокоились, что Китай, который достиг гораздо более высоких результатов в борьбе с этим смертельным заболеванием, сумеет стать лидером в международных организациях, как сказал в интервью Global Times Мао Цзюньсян (Mao Junxiang), исполнительный директор и профессор Центра изучения вопросов прав человека при Центральном Южном университете.
К примеру, несмотря на отсутствие Соединенных Штатов в Совете ООН по правам человека, 7 марта семь американских сенаторов отправили генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу (António Guterres) письмо, в котором они выразили свое недовольство в связи с назначением чиновника китайской миссии в Женеве Цзяна Дуаня (Jiang Duan) на должность члена консультативной группы Совета ООН по правам человека.
По мнению Мао, когда Соединенные Штаты вновь станут членом Совета ООН по правам человека, они начнут вести себя более агрессивно, используя различные аспекты, связанные с Синьцзяном, Гонконгом и другими регионами, чтобы оказывать давление на Китай. Более того, Соединенные Штаты могут убедить своих западных союзников создать в Совете ООН по правам человека так называемую «демократическую коалицию», чтобы продвигать свою повестку, такую как лживые заявления касательно «геноцида» в Синьцзяне.
Прикрываясь так называемой «дипломатией прав человека», Соединенные Штаты также могут занять более агрессивную позицию и принимать более агрессивные меры в отношении стран, которые они считают враждебными, таких как Россия, Куба и Венесуэла. По словам Мао, они будут использовать повестку совета, универсальный периодический обзор и другие процедуры, чтобы причинять неудобства в попытке провести свои реформы и расставить препятствия для получения кандидатами из развивающихся стран ключевых позиций в Совете ООН по правам человека.
Безмолвная борьба
Помимо нападок на Китай в связи с ситуацией в Синьцзяне, Тибете и Гонконге, Соединенные Штаты могут также сконцентрироваться на навязывании своего определения прав человека, чтобы вернуть себе лидерские позиции в этой области.
Возвращение в Совет ООН по правам человека — это часть плана Соединенных Штатов по перестройке концепции прав человека и контрмер, направленных против Китая, как сказал в интервью Global Times Чжу Ин (Zhu Ying), заместитель директора Национальной базы по подготовке в области прав человека (National Human Rights Education and Training Base) при Юго-Восточном университете политологии и права.
Решение администрации Трампа выйти из Совета ООН по правам человека, принятое ей в 2018 году, отчасти объяснялось ее убежденностью в том, что стандарты защиты прав человека в рамках этой системы не отвечали интересам Соединенных Штатов и не позволяли им использовать эту систему в целях извлечения выгоды, как сказал Чжу.
Соединенные Штаты всегда видели угрозу в выдвигаемом Китаем определении прав человека и практиках по защите прав человека. К примеру, Америка выступила против предложения Китая о том, что защита прав человека должна согласовываться с текущей ситуацией в конкретных развивающихся странах. Китай также считает, что концепцию прав человека необходимо диверсифицировать, потому что не существует универсального подхода в области развития института прав человека, и что страны не должны экспортировать свои модели прав человека, чтобы вмешиваться во внутренние дела других стран.
Последние несколько лет меры, принимаемые китайскими властями в области защиты прав человека, — в первую очередь в том, чтобы гарантировать своим гражданам базовые права на жизнь и развитие, — постепенно признаются все большим числом стран. По словам аналитиков, что больше стран согласны с мнением Китая о том, что права человека нельзя использовать в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других стран, которые могут вызывать беспокойство у Соединенных Штатов и Запада.
Запад ведет дискуссии на тему прав человека уже несколько сотен лет, и он уже навязал целый ряд идей всему миру, в частности настаивая, что права человека обязательно включают в себя свободу слова и вероисповедания и что демократия — это когда каждый может голосовать. Что касается других вопросов, по словам Мао, они выходят за рамки защиты прав человека, и поэтому Соединенные Штаты и некоторые другие страны не считают невероятное количество жертв пандемии covid-19 «нарушением» основополагающих прав человека.
Игнорируя базовые права людей на жизнь и развитие и концентрируясь в первую очередь на политических правах, Соединенные Штаты и Запад слишком долго расхваливали свою концепцию прав человека, и теперь, по словам Мао, они столкнулись с целым рядом вопросов и попытками переосмыслить их концепцию.
«Один профессор-немец в моем университете сказал мне, что он был удивлен тем, как эффективно Китай справился с распространением covid-19, тогда как Соединенные Штаты и Евросоюз потерпели такое поражение. Китайская концепция прав человека вполне разумна», — отметил Мао.
Ощущение кризиса и давления, которые являются следствиями особенностей их культуры и экономики, заставили Соединенные Штаты и Запад прилагать еще больше усилий для того, чтобы оказывать давление на Китай, используя в качестве предлога права человека. «Они просто не могут смириться с тем фактом что некоторые страны достигли процветания, выбрав совершенно иной путь развития», — объяснил Мао.
Некоторые американские СМИ выразили тревогу касательно растущего влияния Китая в определении прав человека. К примеру, во вторник, 23 февраля, онлайн-журнал The Diplomat опубликовал статью, в которой говорилось о предположительных попытках Китая перестроить саму концепцию прав человека, чтобы «она лучше соответствовала» интересам Коммунистической партии Китая.
Китай вовсе не стремится внедрить отдельную систему в области прав человека, отличную от предыдущей системы. Китай скорее просто использует свой собственный подход, в основе которого лежат практики, позволившие обогатить действующую международную систему прав человека, как сказал в интервью Global Times Сюй Яо (Xu Yao), научный сотрудник Центра исследования прав человека (Human Rights Research Center) Нанькайского университета.
Кроме того, вместе с другими развивающимися странами Китай пытается устранить пробелы в практике защиты прав человека, поскольку Соединенные Штаты и некоторые западные страны используют права человека в качестве политического инструмента и даже придерживаются двойных стандартов, как сказал Сюй, добавив, что Соединенные Штаты и некоторые западные страны нельзя считать моделями для подражания в области прав человека, потому что у них самих множество проблем, включая расизм, проблему контроля над оружием и огромный разрыв между богатыми и бедными.
Смерть Джорджа Флойда, афроамериканца из Миннеаполиса, которого убил полицейский в мае 2020 года, привлекла внимание международного сообщества к проблеме расизма в Соединенных Штатах и спровоцировала масштабные протесты по всей стране.
Вызовы и возможности всегда идут рядом
Несмотря на то, что множество пробелов в системе и лицемерие Соединенных Штатов и Запада в вопросах прав человека являются чем-то очевидным, по словам экспертов, Китай и многие другие страны неизбежно столкнутся с целым рядом вызовов после того, как Соединенные Штаты вернутся в Совет ООН по правам человека — вместе со своими деньгами и влиянием.
По сравнению с Соединенными Штатами и другими западными странами Китай является новичком в международной сфере защиты прав человека. Очень мало представителей Китая занимают важные позиции в международных организациях, а взаимодействия китайских неправительственных организаций с их иностранными коллегами остаются крайне ограниченными, как отметил Сюй.
Сюй присутствовал на сессии Совета ООН по правам человека в феврале 2020 года в качестве эксперта от одной китайской НПО. По его словам, у экспертов из Китая крайне мало возможностей высказываться в тех сферах, в которых Китай уже достиг больших успехов, и в большинстве случаев темы их выступлений касаются каких-то второстепенных вопросов.
Пока Соединенные Штаты и Запад используют права человека в качестве предлога для того, чтобы оказывать давление на Китай, эксперты предлагают Китаю укреплять сотрудничество с другими странами, особенно с Россией.
Концепция прав человека сейчас используется в качестве инструмента, позволяющего навязывать и поддерживать тот глобальный миропорядок, который соответствует интересам Запада. Китай, Россия и некоторые другие страны уже начали формулировать новый миропорядок, однако потребуется много времени и усилий для того, чтобы сформулировать иную глобальную гуманитарную повестку и сделать ее основной для всего человечества, как сказал в интервью Global Times Юрий Тавровский, глава экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.
Тавровский считает, что необходимо больше «боевых волков», которые будут разоблачать нарушения прав человека на Западе, чтобы помочь людям и организациям понять истинную ситуацию в их странах, а также проблему монополии либерализма, движения BLM и другие нарушения.
Олег Иванов, проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России, сказал в интервью Global Times, что у России и Китая есть масса возможностей для сотрудничества, поскольку «мы в одной лодке».
«Мы можем сотрудничать и объединять наши усилия на двусторонней основе, занимать одинаковые позиции по конкретным вопросам в области прав человека. Россия и Китай могут сотрудничать в международных организациях, таких как ООН, БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества, чтобы продвигать позитивную повестку и препятствовать тому, чтобы права человека использовались в качестве средства для наказания других стран», — сказал Иванов.