Федеральный президент выразил разочарование политическим курсом России. В видеообращении к Восточному комитету германской экономики федеральный президент сказал, что «наши надежды, в том числе и мои личные, на всеобъемлющее партнерство с Россией, на которое рассчитывали и Восточный комитет, и многие его сотрудники, не оправдались».
По его словам, продолжающийся конфликт на востоке Украины и аннексия Крыма продолжают отягощать германо-российские отношения. А своими действиями против оппозиционного политика Алексея Навального и протестных манифестаций в российских городах российское правительство нарушает обязательства, которые взяло на себя на национальном и международном уровнях в деле защиты прав человека.
Как сформулировал Штайнмайер, «по этим обязательствам о действиях России будут судить и в будущем».
Две недели назад федеральный президент подвергся резкой критике со стороны посла Украины в Германии Андрея Мельника. Поводом стали высказывания Штайнмайера в одном интервью. В нем президент сказал о строительстве германо-российского газопровода «Северный поток — 2», что и в тяжелые времена необходимо сохранять мосты, соединяющие Германию с Россией. При этом он вспомнил о миллионах погибших в результате нападения Германии на Советский Союз. Мельник на это возразил, что значительную часть погибших составляли украинцы.
Нет «защищенного пространства» для экономики
Перед представителями компаний, работающих в Восточной Европе, России и других странах бывшего Советского Союза, Штайнмайер констатировал, что «сложилась вызывающая озабоченность ситуация», в результате чего за последние двадцать лет «многие мосты между Востоком и Западом пришли в негодность». При этом он добавил, что об этом необходимо «четко сказать Москве».
При этом экономические отношения не могут рассчитывать на «защищенное пространство» вне политических рамочных условий. Тем не менее активность немецких компаний следует расценивать не только как «освоение рынков сбыта» — они поддерживают и «связи между государствами и народами», а также способствуют контактам между людьми, которые редко когда были так важны, как в нынешней ситуации.
Глядя на новое американское правительство, Штайнмайер похвалил его действия за то, что оно, с одной стороны, резко критикует Москву, но, с другой стороны, хочет достичь «обязательных договоренностей». Это удалось, например, при продлении договора по контролю за вооружениями СНВ-III.
Как сказал Штайнмайер далее, многое указывает на то, что российское руководство во все большей степени ориентирует страну вовнутрь, а Европа в качестве примера модернизации имеет для него наименьшее значение за последние триста лет. Тем не менее «в этой сложной фазе наших взаимоотношений» необходимо следить за тем, «чтобы не все связи были разорваны».