Долг Украины постоянно увеличивается, но государство при президенте Владимире Зеленском только усугубляет эту проблему. Международный валютный фонд обусловил денежную помощь Украине проведением различных реформ, которые в будущем должны снизить ее зависимость от зарубежной финансовой поддержки. Однако Киев, по всей видимости, ищет пути обхода условий МВФ, а сам тем временем накапливает объемы государственного долга. Это опасная стратегия для страны, которая остро нуждается в хороших отношениях с США и странами Западной Европы, являющимися основным источником денежных средств для МВФ, поскольку она продолжает борьбу с Россией на своей восточной границе.
То, что Украина сторонится реформ, должно вызвать тревогу у администрации Байдена. Постепенно отказываясь от демократических реформ, Украина станет более уязвимой, а застой в ее экономике приведет к тому, что эта страна откажется от торговли с Евросоюзом и вернется к России. С другой стороны, если Украина будет более процветающей и демократической, это ослабит силу и влияние Кремля. Но активно беря в долг на зарубежных рынках капитала, Украина платит очень высокие проценты; а нынешняя украинская администрация, тормозя реформы, которых от нее ждет МВФ, еще больше усиливает риски для страны, связанные с тревожным уровнем долга.
Согласованный в середине 2020 года между МВФ и Украиной пакет финансовой помощи не был передан Киеву. В феврале заканчивает свою работу очередная оценочная миссия, а сделки по следующему траншу финансирования так и нет. МВФ ждет, когда руководство Украины подтвердит согласованные ранее приоритеты, к числу которых относятся независимость банков, правовая реформа и антикоррупционные меры. Сотрудничество Украины с МВФ тормозится далеко не впервые по причине нежелания Киева ускорить темпы антикоррупционных реформ. В 2016 году тогдашний директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард сделала Украине суровое предупреждение о том, что она не получит 40 миллиардов долларов по программе антикризисных мер, если не начнет всерьез бороться с коррупцией.
А проблема долга между тем становится все более неотложной. Государственный и гарантированный государством украинский долг увеличился с 50,4% ВВП в 2019 году до 65,4% (по прогнозам) в 2020-м, о чем сообщает МВФ. Только в декабре украинское Министерство финансов продало государственных облигаций на четыре миллиарда долларов, причем по большинству ценных бумаг учетные ставки составили 10-12%. Среди прочего, Украина в этом месяце объявила, что возьмет краткосрочный кредит у Дойче-Банка на 350 миллионов долларов. Согласно заявлению украинского минфина, стране в первой половине 2021 года придется вернуть примерно 11 миллиардов долларов, то есть, около семи процентов национального ВВП. А во второй половине 2021 года она должна будет дополнительно заплатить около 10 миллиардов долларов.
Картина становится еще более безрадостной, если считать продажи купонов, привязанных к ВВП (GDP-linked warrants). Экономисты и финансовые эксперты резко критикуют такие ценные бумаги. По мере роста украинской экономики увеличивается и сумма выплат по этим купонам. Такие бумаги могут дать большую прибыль инвесторам, но для больной украинской экономики это создает еще больше рисков, а ее потенциал роста ослабевает.
В 2015 году кредиторы Украины согласились списать 20% своих первоначальных займов в рамках реструктуризации суверенного долга. Взамен держатели облигаций получили такие привязанные к ВВП купоны, которые придется погашать, как только рост ВВП превысит 3%, а номинальный ВВП станет больше 125,4 миллиарда долларов. Эти выплаты принесут особенно большой доход держателям облигаций, когда реальный рост ВВП превысит 4%. Тогда Украине придется отдать 40% от той суммы ВВП, которую она получит свыше порога в 125,4 миллиарда долларов. По прогнозам, рост украинской экономики в 2021 году составит 4,2%, и такие прогнозы вполне реалистичны. Существенные выплаты придутся на 2021 год, но срок действия купонов до 2040 года, а это потребует от Украины огромных выплат в течение следующих 19 лет.
Легкий доступ к дорогим кредитам также замедляет украинскую программу реформ, поскольку у нынешней администрации есть другие варианты поиска денег, и у нее нет необходимости реформировать систему. Несмотря на пандемию коронавируса, на мировых рынках кредитования наблюдаются рекордные объемы заимствований, что позволяет развивающимся странам типа Украины проще находить деньги.
Поскольку Киев не принимает мер по борьбе с коррупцией, МВФ может отказаться от дальнейших выплат Украине. Администрация Зеленского колеблется, отказываясь от решительных действий в борьбе с системной коррупцией, хотя это было одно из главных условий оказания денежной помощи со стороны МВФ. Пока Зеленский пытается лавировать между тремя влиятельными силами на Украине. Это пользующиеся поддержкой олигархов лоббисты, проводники кремлевской линии и политики, нацеленные на союз с Западом. Его администрация все это время подает противоречивые сигналы потенциальным союзникам и МВФ.
Рейтинги популярности Зеленского на Украине резко упали. Его критикуют за то, что он служит коррупционной системе, хотя во время предвыборной кампании обещал бороться с ней. По результатам опубликованного 16 декабря 2020 года опроса общественного мнения, 42% украинцев заявили, что Зеленский в прошлом году вызвал у них самое большое разочарование среди политиков. Тот же самый опрос показал, что его партия «Слуга народа» утратила половину поддержки электората. В этих условиях ему будет еще сложнее проводить реформы.
Некоторые члены украинского делового сообщества подчеркивают, что сотрудничество с МВФ имеет ключевое значение для экономических успехов Украины. Они говорят, что поддержка фонда имеет символический вес, и является для мирового сообщества той лакмусовой бумажкой, которая безошибочно показывает степень решимости Украины осуществлять антикоррупционные реформы. Энди Хандер (Andy Hunder), возглавляющий на Украине Американскую торговую палату, рассказал во время интервью в октябре 2020 года, что программу МВФ он считает «знаком качества» для зарубежных инвесторов. Самое крупное на Украине объединение бизнесменов Ассоциация европейского бизнеса недавно провела исследование и сделала вывод, что если Украина не придет к соглашению с МВФ об очередном транше займа, инвесторы отреагируют на это отрицательно.
Чтобы разорвать этот порочный круг, Украина должна подать мощный сигнал о своей решимости осуществлять программу антикоррупционных реформ. Это значит, что ей нужно создать справедливую судебную систему, а также реформировать и ликвидировать те государственные предприятия, которые порождают коррупцию.
Чтобы уменьшить долговое бремя, а в перспективе спасти экономику, правительство должно выкупить или реструктуризировать привязанные к ВВП купоны, пока валютные резервы Украины составляют примерно 30 миллиардов долларов, будучи самыми большими за последние восемь лет. Министерство финансов в прошлом году уже выкупило 10% этих бумаг. В перспективе это снизит долговую нагрузку и поможет стране освободиться от обременительной системы купонов, которая увеличивает сумму выплат по мере роста экономики. Украина должна ограничить текущую продажу ценных бумаг, по крайней мере, пока ей из-за высоких политических рисков приходится платить запредельные проценты. Если она все же решит снова воспользоваться рынками капитала, ей надо делать это более вдумчиво, учитывая необходимость снижения финансовой нагрузки в долгосрочной перспективе.
Но такое вряд ли случится. В администрации Зеленского слишком большая текучка, чтобы осуществлять систематические реформы. При нем только министры финансов сменялись три раза. Более того, ему будет легко оставить проблему долга в наследство будущим администрациям, чтобы они ее решали.
Но от этого ситуация не становится легче. Если Украина будет и дальше накапливать дорогие кредиты, долговой дефолт станет вполне реальным, хотя и отдаленным следствием. А дефолт — это катастрофа для инвестиционного климата страны. Обеспокоенные возможностью такого исхода инвесторы будут и дальше выводить свои деньги с Украины. Многие делают это уже сегодня и весьма активно. С увеличением долга будет усиливаться политическая уязвимость Украины, как внутри страны, так и на международной арене. Если украинское правительство решит и дальше накапливать долги, отказываясь от остро необходимых реформ, его ждет настоящая катастрофа.