Каким будет следующий шаг Америки после того, как официально ответственность за убийство Хашогги была возложена на принца ибн Салмана? Введут ли против него санкции? Как мы можем объяснить молчание саудовского короля? Насколько серьезны угрозы вступить в союз с российско-китайской осью и нанести ответный удар американцам? Каких итогов нам ждать?
Недавно американская разведка подготовила доклад, где возложила на принца Мухаммеда ибн Салмана, наследного принца Саудовской Аравии, полную ответственность за организацию убийства Джамаля Хашогги в консульстве его страны в Стамбуле в 2018 году. При этом внимание всех экспертов внутри и за пределами Соединённых Штатов привлек следующий момент — отсутствие каких-либо санкций в отношении принца со стороны администрации президента Джо Байдена.
Можно предположить, что этот отчет является частью тщательно подготовленной дорожной карты, отражающей новую политику американской администрации в отношении прав человека и их нарушителей, а также элементы «контроля» над отношениями с саудовским руководством на новом этапе. Отчет имеет подробный характер, и его выводы основаны на огромном количестве аудио- и видеоматериалов, а также тысячах других документов о передвижениях убийц и совершенной им преступлении. Наконец, его авторы заявили о том, что все так ждали: принц бен Салман отдал приказ похитить или убить Хашогги, который начал представлять угрозу для власти, а также предоставил в распоряжение своих агентов два частных самолета в Стамбул.
Однако в списке санкций, введенных против 76 человек, а это заморозка счетов и запрет на въезд в Соединенные Штаты, имя наследного принца не значится, что вызвало в Конгрессе и СМИ множество критических замечаний в адрес президента Байдена и вопросов относительно серьезности его намерения выполнить свои предвыборные обещания.
Ни для кого не была сюрпризом реакция правительства Саудовской Аравии на публикацию доклада: власти опровергли его выводы, а Министерство иностранных дел страны сделало резкое заявление. По словам ведомства, доклад не содержит никаких доказательств и документов и представляет собой оценочное и не имеющее юридического характера заявление ЦРУ, которое отказался публиковать еще президент Дональд Трамп. Министерство отметило: «Это результат оценки задокументированной информации и записей, которые обычно предоставляются следователям, а затем судьям, а не подаются в виде четырехстраничного отчета».
Многие представители правозащитных организаций в Соединенных Штатах и за их пределами, включая Агнес Калламар, представителя ООН по правам человека, потребовали применить закон Магнитского, наказывающий нарушителей прав человека во всем мире, и принять все необходимые меры для суда над принцем ибн Салманом в американских инстанциях. Чтобы он предстал перед судом США, необходимо добиться его экстрадиции.
Байден победил на недавних президентских выборах при поддержке левого либерального крыла и их лоббистских групп. В ходе предвыборной кампании он пообещал, что лица, причастные к убийству журналиста Хашогги, заплатят высокую цену. По этой причине ему будет сложно отказаться от данного обязательства и повернуться спиной к левому крылу, куда входят как сенаторы, так и члены Палаты представителей, такие как Берни Сандерс и Нэнси Пелоси. Этот список можно продолжать очень долго.
Мы не настолько глупы, чтобы поверить американской лжи о правах человека, и мы точно не забудем двойные стандарты США по данному вопросу, особенно в Палестине, Ираке, Сирии и Ливии. А те, кто предпочитает закрывать глаза на двойные стандарты и защищает США, являются региональными союзниками Вашингтона. Последних возглавляют власти Саудовской Аравии.
Вне всякого сомнения, принц Салман стал тяжким бременем для нынешней американской администрации, и теперь перед ней стоит выбор: оказать давление на саудовского короля, чтобы он нашел принцу замену, или оставить все как есть и получить взамен сотни миллиардов, как это сделал Трамп. И здесь мнения разделились. Первый вариант поддерживают те, кто считают его более эффективным с точки зрения поддержания репутации и менее затратным. Другие верят в эффективность второго варианта, поскольку исходят из прагматических принципов, ставя на первое место американские экономические интересы и соображения безопасности, а значит учитывают экономический и политический вес Саудовской Аравии и стратегические отношения, продолжающиеся более 70 лет. На фоне кризиса вокруг Ирана эти отношения очень важны.
Нам сложно предсказать, какое именно решение примет администрация Байдена ввиду сложности выбора и недостатка информации. Каждый вариант имеет имеет свои недостатки и преимущества и, возможно, будет разумно подождать принятия нового пакета санкций.
Когда на первой полосе The New York Times появляется заголовок «Монарх-убийца», можно легко судить о масштабе давления на президента Байдена даже до обсуждения дела в Конгрессе. Согласно оценкам, доклад американской разведки станет главным козырем Пелоси.
В последнее время мы часто слышим от журналистов и неофициальных представителей страны, что наследный принц Саудовской Аравии может поехать в Москву или Пекин, или посетить обе столицы и тем самым отказаться от союза с Вашингтоном, если тот решит ввести санкции против принца. Как мы могли заметить в социальных сетях, китайский посол в Эр-Рияде сейчас находится с визитом в городе Неом, где открыто хвалит его создателя принца Салмана. Осознают ли все последствия этих шагов?
Возможно, будет полезно привести два примера. Во-первых, то, что произошло с американским союзником и президентом Панамы Мануэлем Норьегой, которого посадили в американскую тюрьму за отказ подчиниться Вашингтону. Во-вторых, следует вспомнить о произошедшем на Украине, когда страна захотела восстать против Москвы и присоединиться к враждебному западному лагерю. Украина заплатила непомерную цену за такой непродуманный шаг: потеряла Крым и контроль над восточной частью страны, где действует поддерживаемое Москвой сепаратистское движение.
Приняв участие в йеменской войне и решившись на отвратительное убийство Хашогги, Саудовская Аравия нанесла огромный ущерб своей репутации и положению в арабском и исламском мире, не говоря уже о сотнях миллиардов, потерянных в результате шантажа Трампа и его администрации. Она могла потратить эти деньги на многое другое: внутренняя и внешняя задолженность страны растет, а стратегические финансовые резервы быстро истощаются. Другими словами, нынешняя Саудовская Аравия и Саудовская Аравия 70 лет назад, когда король Абдель Азиз Аль Сауд подписал историческое соглашение на борту американского эсминца — это две абсолютно разные страны.
В заключение мы должны отметить, что никогда не доверяли и не будем доверять Америке, независимо от того, кто стоит у власти в этой стране. Мы считаем ее ответственной за все бедствия, постигшие арабов и остальных мусульман, и никогда не забудем о ее кровавых войнах в Сирии, Ираке и Ливии, а также абсолютной поддержке израильской оккупации Палестины. Американцы поворачиваются спиной ко всем своим союзникам, сначала лишая их богатств и репутации. Прискорбно, что эти страны ни к кому не прислушались, когда решили связать себя с американскими разрушительными проектами, и не хотят учиться на своих ошибках.