На прошлой неделе между Израилем и Сирией неожиданно состоялись переговоры по обмену задержанными. Некоторые эксперты расценили это как возможность для премьер-министра Биньямина Нетаньяху повысить свои шансы на предстоящей избирательной кампании. По мнению других, заявления Нетаньяху не имеют ничего общего с действительностью.
Обмен задержанными
Процесс обмена задержанными, в котором Россия взяла на себя роль посредника, был признан недействительным самими его участниками. Когда стало известно о переговорах, появились сообщения, что задержанные жители Сирии не хотят возвращаться в Дамаск. Как выяснилось, двое из них сирийцы, а третья — женщина по имени Нихал аль-Макат из города Маджд аш-Шамс на Голанских высотах. Она не является задержанной и не просит вернуть ее на сирийскую территорию.
Согласно Сирийскому центру мониторинга за соблюдением прав человека, ни одна израильская женщина не была задержана режимом или силами сирийского сопротивления на Голанских высотах в Эль-Кунейтре. Нихал аль-Макат также изначально не являлась задержанной и проживала в своем доме в Маджд аш-Шамсе на оккупированных сирийских Голанах. Точно так же Диаб Камуз, задержанный из города Гаджар на границе с Ливаном, отказался от отправки в Дамаск. Он настаивает на своем освобождении и возвращении в родной город, однако был возвращен в тюрьму.
Что касается задержанной 25-летней еврейской девушки из поселения Модиин-Илит, то ее имя не разглашается. Она написала на своей странице в Фейсбуке: «Никакой забор (граница) меня не остановит». По ее словам, она пересекла сирийскую границу по ошибке и не планировала ни с кем встречаться, а Сирия является еще одной остановкой в ее путешествии по разным странам.
Как отмечали некоторые эксперты, в ходе переговоров был затронут один секретный пункт, который вскоре был раскрыт израильскими СМИ. Так, в рамках обмена задержанными Тель-Авив согласился оплатить сотни тысяч доз российской вакцины против коронавируса, предназначенных для Сирии. Стоимость закупленного препарата составляет 1,2 миллиона долларов.
Тем не менее обе стороны отрицают наличие подобной договоренности. Нетаньяху заявил: «Ни одна вакцина из Израиля не является предметом данной сделки». Что касается сирийского информационного агентства SANA, то со ссылкой на источник в режиме было отмечено: «Вся информация касательно освобождения израильской девушки в обмен на вакцину от коронавируса для Дамаска сфабрикована с целью очернить процесс освобождения сирийских заключенных и одновременно спасти имидж оккупантов».
Переговоры, за которыми может скрываться «мир»
В январе появилась информация, что в конце декабря прошлого года на базе сирийского Хмеймима прошла встреча президента Сирии Башара Асада и сотрудника службы безопасности Израиля в присутствии представителей российской армии и разведки.
Директор Исследовательского центра «Джусур» Мухаммад Сармини, занимающий должность советника во временном правительстве Сирии и пресс-секретарь Сирийского национального совета, был первым, кто сообщил об этом.
Согласно его заявлению, на встрече с сирийской стороны присутствовали глава Национального бюро безопасности Али Мамлюк и его специальный советник по вопросам безопасности генерал Бисам Хасан, в то время как израильскую сторону представляли начальник израильского Генштаба Гади Айзенкот и бывший генерал «Моссад» Ари Бен-Менаше. Кроме того, на переговорах был замечен командующий российскими войсками в Сирии Александр Чайко.
Переговорам предшествовала еще одна встреча, организованная Кремлем на Кипре. О ней сообщала сирийская оппозиция, и эта новость совпадает с информацией, сигнализирующей об усилиях Москвы по заключению мирного соглашения между Сирией и Израилем.
По словам Сармини, та встреча не привела к конкретным договоренностям, но положила начало пути к цели, к которой Россия решительно продвигается: «В 2021 году мы станем свидетелями больших успехов на данном пути. Москва считает, что установление прямых отношений между Дамаском и Тель-Авивом может стать для режима спасательным кругом и, следовательно, возможностью добиться международного признания своего политического проекта в Сирии».
Путин и Нетаньяху обмениваются подарками
Среди других сделок, имеющих место между Дамаском и Тель-Авивом, можно отметить попытки России вернуть останки двух израильских солдат — Иегуды Каца (на момент исчезновения было 25 лет) и Цви Фельдмана (23 года). Эти солдаты пропали без вести в городе Султан-Якуб (Бекаа) в июне 1982 года во время израильского вторжения в Ливан.
В 2016 году в ответ на просьбу Нетаньяху вернуть останки солдат, погибших в боях при Султан-Якубе, президент России Владимир Путин вернул евреям израильский танк как единственную память о пропавших без вести военных.
Как известно, российские силы начали раскапывать могилы в лагере палестинских беженцев Ярмук на окраине столицы Дамаска с целью найти останки двух израильских солдат. Это не первый случай, когда Россия ведёт раскопки на сирийских кладбищах с таким намерением. Яркий пример — останки солдата Захарии Баумеля, полученные Израилем из Москвы в апреле 2019 года спустя 37 лет после его исчезновения. Его тело было обнаружено в ходе операции под кодовым названием «Песнь скорби». Как отмечали тогда эксперты, Нетаньяху использовал данный козырь на выборах в Кнессет в сентябре того же года.
Раскопки могил в Ярмуке совпали с началом судебного процесса над Нетаньяху по обвинению в коррупции и злоупотреблении доверием. Это побудило некоторых оппонентов заявить, что переговоры между сирийским режимом и Израилем — не что иное как обмен подарками и игра Путина и Нетаньяху с целью спасти его репутацию перед грядущими выборами.
Россия раскапывает захоронения в поисках Эли Коэна
Как сообщил со ссылкой на источники сайт сирийской оппозиции «Голос столицы», несколько дней назад российские силы начали поиск останков двух захороненных в лагере Ярмук израильских солдат. При этом гражданским лицам входить на кладбище категорически запрещено.
На сайте отмечается: «Русские используют медицинские приспособления для сбора образцов с целью анализа ДНК на кладбище и его окрестностях, а также в других районах лагеря Ярмук». В ходе предыдущей аналогичной операции российских войск останки, предположительно принадлежащие израильским солдатам, были отправлены в лаборатории Тель-Авива. Согласно источникам «Голоса столицы», российские силы уже эксгумировали многие тела из сирийских могил и взяли образцы ДНК, после чего снова вернули их в могилы.
Согласно Сирийскому центру мониторинга за соблюдением прав человека, по прошествии более 15 дней после начала раскопок в лагере Ярмук российские силы, вероятно, уже сделали выводы касательно судьбы останков израильского солдата, который был убит несколько десятилетий назад и был похоронен в этом районе.
Как сообщается, разыскиваемые останки могут принадлежать известному израильскому агенту Эли Коэну, убитому в 1960-х годах. Эксгумация большого количества останков и анализы ДНК для достижения российской цели стали причиной недовольства местных жителей по поводу нарушения неприкосновенности мертвых. Такие операции дают сирийскому режиму мало шансов на оправдание, поскольку ранее он оставлял за собой право отвечать на каждый израильский удар по сирийской территории.
Кто такой Эли Коэн?
Эли Коэн (Элиягу Бен-Шауль Коэн) родился 26 декабря 1924 года и был казнен 18 мая 1965 года. Будущий шпион родился в Александрии в семье, в 1924 году эмигрировавшей из города Алеппо, и работал на израильский «Моссад» в Сирии в период между 1961 и 1965 годами.
История Коэна окутана множеством тайн и секретов. Это самый известный шпион в истории арабо-израильского конфликта. В 2019 году Netflix запустил сериал «Шпион», посвященный этому агенту. Израиль все еще требует возвращения его останков ввиду их большого значения: шпион долгие годы вводил в заблуждение сирийские власти.
Коэн прибыл в Дамаск под видом сирийского бизнесмена по имени Табет Амин Камель и в 1960-х смог проникнуться доверием правящих кругов. Так, Тель-Авив смог заполучить очень важную информацию, которая помогла ему занять Голанские высоты во время войны 1967 года.
Израильский шпион был повешен 18 мая 1965 года на площади Марджех в Дамаске. Место его захоронения до сих пор неизвестно, несмотря на неустанные попытки «Моссада» найти его. Кроме того, оно постоянно менялось, чтобы Израиль так и не узнал судьбу останков.
В 2018 году «Моссад» сообщил о получении часов Коэна (были на нем в день ареста) в ходе специальной операции, однако вернуть его останки не удалось, несмотря на десятилетия усилий со стороны его семьи. История Коэна оставалась полна загадок, и сирийские власти предпочитали сохранять тайну. Исключением являются некоторые свидетельства, включая полуофициальную информацию, которую в своей книге «Неопубликованные факты о сионистском шпионе Эли Коэне и его правдивая история» представил генерал в отставке Салах ад-Далили, возглавивший суд над Коэном.
Имя Коэна снова появилось в СМИ после небольшого эпизода продолжительностью не более четырех секунд в фильме на российским канале RT. Коэн предстает гуляющим по улицам Дамаска, где он останавливался в 1961 году, и как сообщил телеканал, это были неизвестные ранее кадры с участием израильского шпиона.
Газета «Times of Israel» сообщила, что кадры с Коэном транслировались в рамках документального фильма, в котором рассказывалось о шпионской деятельности Израиля в Сирии в тот период. В течение нескольких секунд можно наблюдать, как мужчина, предположительно агент «Моссад» Коэн, идет по улице сирийской столицы, недалеко от штаб-квартиры сирийских ВВС в районе, где жил сам.
Помимо судьбы останков Коэна, все еще есть сомнения относительно местонахождения останков израильского пилота Рона Арада, захваченного после того, как его самолет был сбит в Ливане в 1986 году. По мнению одних экспертов, он находится в Сирии, а по мнению других, бывший солдат проживает в Иране, хотя в 2016-м израильское правительство подтвердило его гибель в 1988 году.